Нетрадиционные подходы к проведению занятий по физической культуре
Физическая культура и здоровье — единственный предмет в школьном учебном плане, направленный на укрепление здоровья. Правильно организованные с учащимися занятия физическими упражнениями создают надежный фундамент для их всестороннего развития, укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Значительные интеллектуальные перегрузки современных школьников, гиподинамия, неправильный режим труда и отдыха приводят к тому, что имеет место тенденция постоянного увеличения процента детей с нарушениями в развитии, отклонениями в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь провоцирует возникновение различных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмен веществ и т.д. Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок [4]
В рамках школьного физического воспитания особая роль отводится занятиям специальных медицинских групп (СМГ), поскольку они проводятся с дети, имеющими существенные отклонения в развитии от нормы. При качественной организации занятий с данным контингентом учащихся можно добиться того, что они перейдут в разряд здоровых детей, в противном случае – составят контингент, занимающийся в группах ЛФК.
Учащиеся, относящиеся по медицинским показателям к СМГ, занимаются по специальным программам, ориентированным на медицинские показатели здоровья современных школьников, методикам, учитывающим возраст, физическую подготовленность, функциональное состояние организма занимающихся, специфику заболеваний, противопоказания. Как отмечают многие специалисты, успешно решать задачи по физическому воспитанию детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, можно лишь тогда, когда имеются научно обоснованные, выверенные средства и методы физического воспитания, учитывающие индивидуальные особенности каждого отдельно взятого учащегося СМГ [1,3,4 и др.]. Поиск таких средств сопряжен с определенными требованиями к ним, среди которых немаловажным следует признать как нагрузочный, так и эмоциональный компоненты.
Цель нашего исследования заключалась в научном обосновании повышения эффективности занятий СМГ на основе использования нетрадиционных для этих форм занятий видов физических упражнений.
Исследование осуществлялось в рамках педагогического эксперимента, организованного на базе СШ №13 г. Гродно. В нём приняли участие учащиеся 7-8 классов, занимающиеся в СМГ, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (позвоночника, стопы). Для этого были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, уравненные по списочному составу, половому признаку (6 девочек и 4 мальчика в каждой), а также по уровню физического развития, с которыми два раза в неделю на протяжении учебного года проводились занятия по программе СМГ с включением в их содержание нетрадиционных форм обучения, таких как элементы йоги и аэробики.
На констатирующем этапе эксперимента на основе анализа научной литературы были изучены анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста с нарушениями в развитии и особенности проведения занятий с ними в условиях СМГ.
Результатом исследования явилась разработка комплексов упражнений, в основе которых были заложены элементы йоги и аэробики. Комплекс упражнений по йоге методически представлен в виде доступных для разучивания асан (поз — сохранения неподвижного положения тела в условиях достижения максимальной амплитуды движения), а по аэробике — упражнениями танцевально-гимнастического характера из степ-аэробики. Комплексы упражнений составлены с постепенным возрастанием сложности, не превышающей функциональные возможности организма занимающихся.
В рамках формирующего этапа исследования была экспериментально обоснована эффективность разработанной методики, и как положительный результат, прежде всего, следует отметить высокую посещаемость занятий учащихся группы, в которой применялась нетрадиционная методика, по причине высокого эмоционального сопровождения выполняемых физических упражнений. На фоне данной психологической активности учебные задания выполнялись с высокой амплитудой движений в различных отделах опорно-двигательного аппарата. Эмоциональный подъем способствовал увеличению гибкости, подвижности в суставах, коррекции опорно-двигательного аппарата.
Так, среднегрупповые оценки подвижности позвоночника (наклон вперёд в положении сидя, вправо, влево), движений с большой амплитудой в различных суставах, принятие поз, требующих большой подвижности всех звеньев опорно-двигательного аппарата, существенно отличали экспериментальную группу от контрольной.
Экспертная оценка, произведенная медицинскими работниками, после эксперимента обнаружила значительное преимущество ЭГ над контрольной по состоянию позвоночника (плоско-вогнутой, круглой и вогнуто-круглой спине). Также в этой группе наблюдалась положительная динамика (в сторону снижения) уплощения стопы. Оценка резервов саморегуляции организма у учащихся по ортостатической пробе показала преимущество экспериментальной группы по сравнению с контрольной, как результат применения степ-аэробики.
Исследование показало, что использование в СМГ нетрадиционных средств (статических – йога и динамических — степ-аэробика) сопровождалось позитивным эффектом: повышением интереса учащихся к физкультурным занятиям, а также положительной динамикой восстановления их опорно-двигательного аппарата.
|