охрана природной среды

охрана природной среды

При решении проблемы уголовно-правовой охраны окружающей природной среды необходимо учитывать развитие уголовного законодательства, условия его формирования, тенденции и перспективы. И впервые представление о необходимости охраны природы можно наблюдать в законодательстве античных государств. В трактате Платона «Законы» земля рассматривалась как государственная собственность. Забота граждан о земле должна быть сильнее, чем любовь детей к матери. Запрещалась охота ночью, с помощью силков, тенет, добыча рыбы с помощью отравляющих веществ — "соков, мутящих воду", и т.д. [1].  

В эпоху средневековья наблюдаются попытки кодификации преступлений против природной среды. Так, среди наиболее важных источников уголовного права того времени можно выделить Статуты Великого княжества Литовского. Здесь мы находим правовые нормы природоохранительного характера, которые были направлены на защиту частновладельческих прав на природные ресурсы.  Раздел девятый Статута ВКЛ 1529 года «О ловах, о пущах, о бортном дереве, об озера, о бобровых гонах, о хмельниках, о соколиных гнездах» содержит 14 статей, предусматривающих наказания за охоту в чужих владениях, ловлю рыбы и др. [2, с. 193].  

Статьи  девятого раздела Статута ВКЛ 1566 года свидетельствуют о стремлении законодателя охранять природу и её богатства. Так, за разрушение лебединого гнезда взимался уголовный штраф “три рубля денег” [1].  

Наиболее разработанным источником, который регулировал отношения природопользования на территории Беларуси являлся Статут ВКЛ 1588 года, закрепляющий в разделе десятом «О пущу, о ловы, о дерево бортное, о озера и сеножати» ответственность за экологические преступления в 18 артикулах. В этом Статуте появляются нормы усиливающие ответственность за охрану лесов, регулировались  вопросы приобретения, отчуждения земель и других природных объектов.  

Следует отметить, что законодательство ВКЛ XV-XVI веков охраняло природные объекты великокняжеских, монастырских и общинных владений от посягательств на них со стороны иных лиц.  

После присоединения территорий Беларуси к России Статут 1588 г. продолжал действовать. Вместе с тем на белорусских землях действовали законодательство России. Так, в Уложении 1649 г. охрана природной среды нашла отражение в разделе об ответственности за имущественные преступления, и касалась она в основном вопросов ограничения охоты и охраны лесов.  

Особенно большого размаха уничтожение природных ресурсов достигло с начала 19 в. и до середины 20 в., чему способствовали, с одной стороны, резко возросшие технические возможности, и с другой – безудержная конкуренция и ненасытная жажда предпринимателей к наживе [3, с. 67].  

Процесс создания советского уголовного законодательства об охране природы берет свое начало с принятия на Втором съезде Советов Декрета «О земле», заложившего основы природопользования в стране. Первоначально в сферу уголовно-правовой охраны попали те ресурсы, которые в условиях гражданской войны и разрухи стали объектом наиболее интенсивного разграбления: леса и животный мир. Для защиты лесов общегосударственного значения уже в 1917 г. был принят Декрет «О лесах»; уголовная ответственность за посягательство на диких животных основывалась на Декрете СНК «О сроках охоты и праве на охотничье оружие». В данный период уголовному законодательству об охране природы были присущи все противоречия становления советского законодательства: неустойчивость возникающих отношений, отсутствие опыта законодательной деятельности, отсутствие общих теоретических представлений о путях развития права при необходимости ломки дореволюционного законодательства. Уголовно-правовые нормы содержались в актах административно-правового характера, направленных на организацию пользования природными ресурсами. В качестве критерия криминализации деяния выступало нарушение правомочий государства на пользование природными ресурсами.  

Дальнейшее послеоктябрьское развитие уголовного природоохранительного законодательства было связано с попыткой его кодификации. Немаловажную роль сыграла отмена многих чрезвычайных мер и введение НЭПа, переход от сугубо административных мер управления социальными процессами к применению некоторых экономических методов. Так, устранялись абсолютные ограничения на производство охоты в ряде регионов. Позднее был разрешен лов рыбы для собственного потребления гражданами. Однако эти меры не улучшили состояние охраны природных ресурсов.  

С учетом сложившегося положения в УК БССР 1928 г. была закреплена уголовная ответственность за нарушение правил охраны природы. Она предусматривалась в одной статье, но за три вида преступных посягательств: несоблюдение соответствующих законов и постановлений, принятых в целях сбережения лесов; охоту в недозволенном месте, в недозволенное время, недозволенными орудиями, способами и приемами; разработку недр с нарушением установленных правил.  

Поскольку вопрос о систематизации уголовно-правовых природоохранительных норм в те годы не возникал, особенностью УК БССР 1928 г., сохранившейся до принятия в 1960 г. УК БССР, явилось то, что некоторые нормы об охране природы помещались в статьи, посвященные в целом охране иных социальных ценностей.  

В Уголовном кодексе БССР 1960 г. ответственность за экологические преступления предусматривалась в нескольких статьях, которые были расположены в различных главах УК (ст. 158, ст. 159,  ст. 161, ст. 162, ст. 163, ст. 164, ст. 165, ст. 218) [4, с. 23]. Так, прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы положить конец расхищению природных ресурсов. Пренебрегало оно и особой важностью защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.  

И только в 1999 г., с принятием УК Республики Беларусь, можно наблюдать формирование наиболее совершенной системы экологических преступлений – впервые была выделена глава 26 "Преступления против экологической безопасности и природной среды". По настоящее время экологическая преступность регулируется именно данной главой.  

Таким образом, применение метода исторического анализа позволяет более эффективно исследовать процесс становления уголовного закона, направленного на охрану природной среды. Именно поэтому выделение в специальную главу Уголовного кодекса экологических преступлений следует оценивать как весьма плодотворное достижение в области совершенствования уголовно-правового регулирования охраны природной среды и повышения ответственности за вред, причиняемый естественной основе существования человека.  

Категория: Лесное хозяйство | Добавил: lipnishki (12.20.2018)
Просмотров: 168 | Теги: охрана природной среды | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar