Бумага как пластичный материал для творческого самовыражения сегодня становится все более популярным в художественных кругах. В Украине, как и в мировой художественной практике, произведения вырезанные из бумаги, художественные объекты, созданные этой техникой играют роль трансляции мировоззренческих убеждений, которые определяют их форму, структуру, функцию. Вырезанка приобретает новые возможности самостоятельной презентации в пространстве, способностью формировать это пространство своими пластичными средствами выразительности.
Эстетичный аспект актуального искусства (сontemporary art) отображают пространственные бумажные композиции, выполненные с помощью техник вырезания. Начиная с 2000-х годов художники экспериментируют не только с пространством, но и со светом. Беспредметное изображение было характерно для народной вырезанки, однако оно имело орнаментально-декоративный характер. Это направление испытало незначительные видоизменения в творчестве народных и самодеятельных мастеров. Идет речь о большей или меньшей мере интерпретации образцов народной орнаментики. Поэтому рассмотреные здесь произведения нельзя расценивать как последовательный генезис традиционных орнаментальных бумажных украшений. Здесь будет идти речь об общих новаторских тенденциях. Важную роль в данном направлении играет также творческая личность художника и художественный опыт.
К отмеченному направлению принадлежат транспарентные (прозрачные) вырезанки – плоскостные бумажные композиции, без фона, предназначенные для сквозного восприятия, основным средством выразительности которых является ажурность.
Самым ярким примером выражения концептуальных идей современного искусства языком вырезанки является творчество Елены Турянской. Ее художественные объекты – это одинарные прозрачные вырезанки. Художница переосмысливает традиционную технику вырезанки, использует ее формообразующие особенности. Свои работы Е. Турянская обозначает словом «папэровытынання» (бумаговырезание), при этом не ограничивая себя стилистикой или пластикой. Ее композиции демонстрируют максимальные возможности бумаги как художественного материала. Елену Турянскую как профессионального дизайнера интерьера в первую очередь интересует взаимосвязь произведения с пространством. Для этого художница обращается к такому традиционному (но забытму в настоящее время) свойству бумажных украшений как ажурность, прозрачность. Большинство работ мастерицы не наклеено на фон. Более того, среда – тень от объекта, свет, толщина среза бумаги, расстояние листа от стены – является составной частью произведения и средством воплощения его концепции.
Своеобразная игра с пространством присутствует в серии под названием «Безграничное», произведениях «Гнездо» (2007), «Причина и следствия», «Река» (2009). При экспонировании произведений художница использует осветительные приборы, создавая таким способом дополнительный светотеневой рисунок на стенах. Мягкие тени повторяют прихотливые силуэты узоров в единственном звучании с произведениями и подчеркивают их взаимосвязь с интерьером. Воздух, который пронизывает вырезанку насквозь является тем невидимым элементом единения, который заполняет бумажный узор, окружающее пространство и тех, кто в нем находится. Бумажная вырезка «дышит», отбрасывает тень, она уже существует не в двумерном листе, а в том же пространстве, что и мы. Этим очень тонко и искусно создается иллюзия равноправного диалога между художественным произведением и зрителем.
Художественные объекты Елены Турянской – это ответ на глобальные, мировоззренческие установки, что ее волнуют. По словам автора, именно техника «бумаговырезания» позволяет ей пластично воплотить такие сложные абстрактные понятия как бесконечность, космическую безграничность, причинно-следственные связи, «откуда что берется и куда исчезает». Путем синтеза художественных средств Е. Турянская раскрывает сложную систему взаимосвязей. Главную идею выражает название серии «Причина и следствия». «Событие – это как камень, брошенный в воду, – говорит художница. – Расходятся круги, каждое из которых что-то задевает». Причудливые узлы геометрических орнаментов трактуются автором как переплетение разных событий, людей и явлений. Углубляет концепт произведения соответствующее освещение: свет, проходя сквозь ажурный лист, создает новое качество – тень. В этом контексте имеем символическое проявление первопричины (струя света), когда она под действием разнообразных, отчужденных от нее факторов превращается в свой антипод (темный силуэт на стене).
«Ни одна техника не дает такую возможность работать с симметрией, как бумага: это своеобразный мир зазеркалья», – цитируем художницу [1]. Симметрия в ее работах имеет многогранную, ярко выраженную, природу – она идеализирует и обогащает изображения и в то же время делает их искусственными, эфемерными. Для Е. Турянской также характерные поиски новой пластики путем экспериментирования с материалом и техникой. Подавляющее большинство произведений имеют исключительно экспозиционное назначение. Полноценно выразить концепцию и раскрыть самобытные художественные особенности они призваны лишь в выставочной среде. Композиции больших форматов художница выполняет непосредственно на месте экспонирования, добавляя к художественному образу акцент недолговечности материала, его непрочности, легкости видоизменений.
Богатый опыт художника-графика перенесла в вырезанку Наталия Журавлева. Сформированная на основе наброска тушью широкой кистью собственная художественная речь автора была воспроизведена ею в вырезании из бумаги. Художница вырезает фон и экспонирует произведения транспарентно, между двумя листами стекла.
Вырезанки-тексты как художественный объект – своеобразное и достаточно редкое явление в Украине. Смысловым акцентом являются шрифты в ажурных бумажных композициях Лидии Борисенко. Стихотворные строки вошли в композиционную структуру произведений «Тебя нашла я», «Брат, этот день наступил» (2003) и др. Текстовый набор компонуется разнообразным способом: в виде свободной надписи, которая обобщает содержание произведения в нижней части листа, создавая дополнительную кружевную фактуру.
Сакральную основу имеет цикл крупномасштабных транспарентных объектов Л. Борисенко «Ты и я» (2007). Формат произведений обойного типа (200Х50 см). На плотной рисовой бумаге насквозь прорезано строки условной песни. Создавая прямоугольные фактурные блоки, повторяются слова «Я и ты, ты и я, мы зеркала». Равномерно их разделяют нотны церковных хоралов, вписанные от руки. Экспозиционным дополнением к основному листу являются многочисленные буквы, которые остались после вырезания текста. Они размещены на полу под вырезанкой, создавая новое смысловое качество формы и контрформы.
Рассмотренные произведения являются художественным переосмыслением коммуникативной функции бумаги, его сакральной функции в общении между людьми и попыткой общения с миром духов. Это тонкая среда используется для размышлений над недолговечностью жизни, мечт и амбиций, когда необратимые, разрушительные процессы подчеркивают важность вечных, «бесплотных» ценностей.
Свое понимание дуализма жизни воплотила в композиции «Между белым и черным» (2008) Светлана Костукевич. Изображение птицы мастерица расположила на двух вертикальных полосах бумаги так, что одна является негативом другой. Об особенном понимании воздуха как образной категории свидетельствуют композиции Татьяны Мисковець (2008). Зажатые между двумя кусками стекла, свободно закомпоновани геометрические, зооморфные и антропоморфные бумажные силуэты связаны между собой условной полосой деформированной, смятой бумаги. Произведения предназначены для двустороннего восприятия. При отсутствии фона создается «эффект аквариума» – иллюзия движения форм в пространстве.
Другой подвид художественных бумажных объектов – объемно пространственные композиции, которые появляются в творчестве художников как отход от плоскостного изображения, расширения образных возможностей вырезанки. В контексте творчества художников, которые профессионально не занимаются вырезанкой, – это поиск новых художественных средств формообразования. Так, например, эксперименты с бумажными трехмерными формами заинтересовали графика Ярославу Галькун. Во вступительной статье Виталия Митченко к альбому художници читаем: «Интересно проследить за «интеллектуальными играми» с пространством, которыми увлекается художница. Традиционно объемную писанку она превращает в плоский силуэт, а традиционно силуэтную вырезанку – на объемно пространственную композицию...» [2, с. 5]. Ее серия «Архаичные птицы» (2004) – это причудливые зооморфные образы, которые напоминают фантастических фениксов, драконов и ископаемых пернатых. Объекты созданы из цельного листа бумаги, без висичек и искусственных соединений. Для моделирования формы применены лишь надрезы и закрепления элементов свободными концами в определенной системе. Автор проводит параллель с искусством оригами, его философскими принципами: цельный лист бумаги символизирует цельность мира, а в целостности – разнообразие.
Оригинальную пространственную композицию «Окна» (2008) создала керамист Ирина Асушевска для выставки вырезанки. Автор совмещает скупой реализм рамы сельского окна с архаичным мотивом «вазона» на подоконнике, отображая «прорастание» традиций в современных культурных пластах, подчеркивая универсальность и актуальность форм народного искусства. Каждый элемент объекта вырезанный на отдельном листе плотного картона и размещен друг за другом на равных расстояниях.
Своеобразным мостиком, соединяющим истоки бумажного декора, который часто использовался в пространстве интерьера, с современным искусством инсталляции являються объемно-пространственные композиции Терезы Барабаш. Серия состоит из квадратных листов картона с прорезанными в них отверстиями, которые образуют абстрактную геометрическую композицию. Листы размещены друг за другом на определенном расстоянии таким способом, что образуют пространственный «объемный куб». Эксперименты с художественным осмыслением пространства – одно из основных направлений творчества Т. Барабаш, а в описанной композиции – это воплощение идей художницы в новом материале.
Особенностью вырезаных из бумаги арт-объектов является связь с крестьянским бумажным декором. Однако он проявляется не как маньеризм или фольклоризм, а более тонко на глубинном уровне. Современная пространственная вырезанка, хотя и абсолютно новационная за формой и содержанием, сохранила традиционные средства выразительности.
Трехмерные произведения, выполненные в технике вырезания, характеризуют бумагу как самодостаточный продукт культурной деятельности людей, который является носителем формы, имеет богатое историко-культурное содержание и способный концентрировать в себе дух эпохи. Акцентируется внимание на современном восприятии этого материала, в противовес привычной трансляции на листе изобразительной, текстовой или другой информации. Бумага может символизировать эфемерность и вечность одновременно.
|