вокально-инструментальные обработки для бандуры

Народные песни, думы и другие жанры музыкального фольклора являются неисчерпаемой сокровищницей для пополнения бандурного репертуара. В сопровождении бандуры красочно звучат авторские романсы и ансамблевые произведения (в оригинале созданные для голоса или хора с аккомпанементом фортепиано), требующие соответствующей трансформации для исполнения на бандуре. Современная бандура обладает значительным техническим и тембровым развитием, является полноценным академическим профессиональным инструментом, с перспективными возможностями использования богатой палитры средств музыкальной выразительности. Обработки вокально-инструментальных произведений для бандуры составляют весомую часть бандурного репертуара, их создают как бандуристы-исполнители, так и профессиональные композиторы.  


Освещение историко-теоретической концепции музыкальной обработки как феномена культуры и художественного жанра было целью научного исследования И. Коноваловой «Феноменология музыкальной обработки» (на материале хоровых произведений украинских композиторов XIX — ХХ вв.) [1]. Основы хоровой обработки народных мелодий и ее разновидности представлены также в работе Р. Долчука [2]. Музыковед О. Трофимчук определяет основы использования вариационных форм в обработках народной музыки для оркестров народных инструментов [3]. Музыкальная обработка, транскрипция, аранжировка рассмотрены также в работах И. Дмитрук [4], М. Сточанской [5], В. Дутчак [6] и др. Попытка обоснования теоретических основ обработки фольклора в контексте жанровой специфики бандурного репертуара была осуществлена также и автором статьи [7; 8].  


Отсутствие отдельных теоретических публикаций об особенностях практического создания обработки вокально-инструментальных произведений в бандурном искусстве, а также необходимость обобщения практического опыта компонирования таких обработок и их апробации, в частности автором, создали предпосылки рассматривать данный вопрос как актуальный. Цель статьи заключается в исследовании специфики и определении последовательности практического создания бандурного инструментального сопровождения вокального произведения для сольного и ансамблевого исполнения на основе анализа вокально-инструментальных обработок.  


Умение создать или перевести инструментальное сопровождение вокального (хорового) произведения является очень важным для бандуриста-исполнителя или преподавателя по классу бандуры, руководителя ансамбля или капеллы бандуристов. Чтобы создать бандурный аккомпанемент вокально-инструментального произведения, сполна используя возможности бандуры, в первую очередь, следует хорошо владеть инструментом, знать его специфику. В свою очередь, основы создания обработок закладываются в процессе изучения теории музыки и сольфеджио, а позже – гармонии, инструментовки, основ композиции, импровизации и т.д.  


В диссертации И. Дмитрук [4] выделяются жанры музыкальной обработки как разновидность бандурного рефлексивного творчества, где основным становится интерпретативное переосмысление композитором первоисточника (народной музыки, которая подвергается трансформации и переходит из устной традиции в музыкально-письменную). Автор подчеркивает важность проявления творческой индивидуальности переводчика, необходимой для переосмысления интонаций фольклорных образцов, возможных фактурных изменений, ритмических отклонений, разнообразность гармонии, возможного внесения элементов импровизации в аккомпанемент. В современных бандурных обработках происходит органичное слияние древних кобзарских традиций с профессионально-композиторским переосмыслением, которое в вокальных обработках обычно касается не только вокальной партии и формы ее изложения (сольная, ансамблевая, хоровая), но и инструментального сопровождения [4, с. 13-14].  


При написании сопровождения автор должен учесть характер произведения, форму, темп, жанр, если это песенная куплетная форма – количество куплетов. Кроме того, следует определить кульминацию произведения, чтобы использовать для ее выделения различные средства музыкальной выразительности. Затем, объединяя знания, умения с творческой фантазией, автор приступает к созданию обработки.  


Если песня или иное произведение, выбранное для обработки, не зафиксировано нотно, первым шагом является запись мелодии на нотный стан, определение темпа, размера, запись или перенос мелодии в нужную тональность. Следующим шагом является гармонизация произведения, как основа создания обработки. Определение гармонических функций является главным для создания обработки любого уровня сложности. Доступными фактурными модификациями при создании бандурного инструментального сопровождения вокального произведения является переменный бас, ровно-ритмическая пульсация (одновременное звучание аккорда, одинарных или двойных нот в правой руке и басовой партии в левой); наполнения партии правой руки разложенными трезвучиями, изложенными восьмыми, 16-ми и другими длительностями, в зависимости от темпа; дублирование вокальной мелодии; комплиментарность.  


По результатам исследований В. Дутчак, в произведении, выбранном для перевода, наиболее значительных видоизменений (при неизменной мелодии, гармонии, форме, темпе, динамике) испытывают тембр, фактура и штрихи оригинала. Необходимым является также глубокий анализ гармонической ткани произведения, после которого становится возможным определить пригодность произведения для бандурного исполнения и собственно, аранжировать его. Обязательным и заключительным этапом аранжировки является её сценичная апробация [6, с. 29-30]. Среди методов и приемов перевода для бандуры, автор рассматривает фактурные видоизменения (расширение, сужение (уплотнения), разрежения и укрупнение фактуры) и тембровое переинтонирование.  


Инструментальное сопровождение нужно создавать соответственно исполнительским возможностям, например, для начинающих бандуристов – проще за насыщенностью фактуры, ритмическим рисунком, без значительных темповых и тональных изменений. Если сопровождение является вариативным на протяжении произведения, то желательно наличие двух вариантов, не сложных для запоминания. В бандурных обработках для профессионального исполнителя широкой является палитра темповых изменений, переменного размера, ритмического рисунка, тонального плана и т.п. на протяжении произведения. Воспроизведение художественного образа произведения предопределяет выбор художественных средств, в том числе штрихов и приемов игры. Более сложная обработка предполагает соответственно использование различных украшений (трели, флажолеты, глиссандо различных видов, тремоло одинарное и терциями, тремоляндо и др.).  


Известная бандуристка и педагог М. Сточанская обосновывает методические особенности создания вокально-инструментальной обработки украинской народной песни для ансамбля бандуристов. В переложениях вокальных произведений композиторов-классиков остаются неизменными мелодия, гармония, форма, фактура. В то же время происходит лишь трансформация произведения для исполнения ансамблем бандуристов путем замены единогласной вокальной партии на трехгласную и октавного переноса музыкального текста в удобные для бандуры регистры [5, с. 6]. Для аранжировки предлагаются некоторые фактурные, динамические изменения, произвольный выбор основной тональности, исполнительских приемов, штрихов [5, с. 28]. М. Сточанская приводит этапы создания обработки для исполнения ансамблем бандуристов (выбор песни, создание хоровой партитуры, инструментального сопровождения). Также указывает ряд приемов инструментовки для инструментальных ансамблей, среди которых «отделение мелодичного голоса от аккомпанемента, использование сопровождения с басовой партией, использование различных видов педализации, гармоничного заполнения, контрапунктных голосов» [9, с. 3], [5, с. 200].  


Ансамблевая обработка, как правило, содержит следующие элементы в сопровождении, по партиям: мелодическая линия, подголоски, разложенные трезвучия, обыгрывание мелодии, украшения (трели, флажолеты, глиссандо, тремоло и др.), аккордовой фактуре, и, как гармоничную основу – бас. Комбинация таких элементов может варьироваться по-разному, но их присутствие в большинстве случаев неотъемлемо. Инструментальное сопровождение для ансамбля бандуристов нужно создавать так, чтобы в конечном итоге оно звучало как единое целое, и в то же время каждая бандурная партия должна быть по-своему интересной и удобной для исполнения.  


Аккомпанемент бывает стабильным или вариантным на протяжении произведения. Инструментальный проигрыш может служить одновременно как вступлением, так и постлюдией.  


Следует заметить, что автору сопровождения необходимо учитывать вокальную партию, чтобы аккомпанемент не усложнял вокального исполнения песни. Сопровождение создается для ее поддержки, дополнения, украшения, одновременно оно должно быть написано на должном профессиональном уровне.  


Что касается сольных и ансамблевых обработок, создаваемых преимущественно бандуристами-исполнителями, преподавателями, то они обычно богаты на присущие именно для бандуры средства выражения музыкальной мысли, в частности, на такие приемы игры как флажолеты, тремоло, глиссандо различных видов и написаны в удобных для этого инструмента тональностях и аппликатурой. Вокально-инструментальные обработки профессиональных композиторов для бандуры отличаются, прежде всего, авторским стилем, в них часто синтезируется влияние других инструментов, иногда случаются нетипичные для бандуры обороты, частые изменения тонального плана, мелодические изменения вокальной партии и др., они составляют значительную часть бандурного репертуара и требуют отдельного исследования.
Выводы: На основе проведенного исследования и анализа музыкальных обработок вокально-инструментальных произведений для бандуры, в частности, народных и авторских, описано специфику трансформации обработки для бандуры как музыкального жанра, предложено следующую практическую последовательность создания бандурных сопровождений для сольного и ансамблевого исполнения: вокальное произведение без сопровождения (народное или авторское) → нотная фиксация мелодии (при ее отсутствии) → определения темпа, размера; выбор нужной тональности → гармонизация (для ансамблевой обработки добавляется гармоничная обработка вокальной мелодии – создание II-го и III-го голосов) → непосредственное создание аккомпанемента (постоянного или переменного на протяжении произведения) для сольного или ансамблевого исполнения.  

Категория: Культура | Добавил: lipnishki (12.05.2018)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar