Размышляя о миссии национальных культур в современном глобализированном мире, украинский философ Оксана Забужко подчеркивает ее весомую составляющую – музыкальную: «Главным «брендом» каждой страны является не ее политическое устройство, не лица ее правителей, и даже, как это не парадоксально может прозвучать, не ее экономическое благополучие и процветание. <…> Брендом каждой страны – тем, который влияет на зарубежную аудиторию самым непосредственным и интимным образом, на самом личном, подсознательном уровне, – является национальная культура. Брендом Польши в мире был и остается Шопен, брендом Финляндии – Сибелиус…»[1]. Поскольку современная эпоха постмодернизма актуализирует диалог культур[2], культурное соперничество цивилизаций, то украинской национальной культуре, как главному «оратору» в этом процессе, «предстоит продвигать в мировой цивилизационный простор свою систему ценностей, привлекая к себе внимание своим национальным духовным лицом» [3]. Важной ее составляющей выступает музыкальная культура, которая в ХХ веке создавалась не только на Украине, но и далеко за ее пределами представителями диаспоры, которая сегодня является одной из наиболее крупных среди других планетарных этнических расселений.
Украинская общность как этническая группа в любой стране мира находится в двух культурных реалиях: внутригрупповой и общей страны поселения. Последняя обуславливает трансформацию украинской этничности за пределами материковой Украины, которая вызвана двумя факторами – объективной необходимостью интеграции в общество проживания, которое являет собой большую политическую, социальную и экономическую систему, и взаимодействие с представителями разных этносоциональных сообществ. При этом она должна сберечь свою субстанцию этнокультурного сообщества. Украинская музыкальная культура, как составляющая художественной культуры, всегда была открытой для обмена ценностями искусства с другими культурами, поскольку, пребывая в центре между Востоком и Западом, вбирала мировой культурный опыт, трансформировала идеи и стили, создавала собственное музыкальное искусство, обогощая мировою собровищницу. Диалог культур и Украина в мировом контексте – в центре внимания современных научных исследований. Писатель, культуролог. Оксана Пахльовская, размышляя о проблемах культурного сотрудничества и анализируя соглашения, подчеркивает: «Украина философская, Украина модерная, Украина эксперимента и зрелого самосознания – вот реальность, коммуникабельная и интересная миру» [4]. Широкую панораму ареалов распространения украинской думы и песни в мире, их влияние на культуру других народов представляют основательные работы фольклориста Григория Нудьги [5].
Наше внимание сконцентрируем на взаимовлиянии украинской и французской музыкальных культур, взаимоотношения между которыми имеют продолжительную историю. Еще в 1894–1895 годах солистом симфонического оркестра Е. Колонна (Концерты Колонна) в Париже был известный скрипач Михаил Сикард. Американский пианист украинского происхождения Александр Унинский окончил Парижскую консерваторию (1927; кл. Л. Леви, золотая медаль) и дебютировал в Париже (1928). В 1930-е гг. он жил и выступал во Франции, много гастролировал. С Францией связаны жизнь и творчество украинского композитора, пианиста Федора Якименко (Акименко): он жил здесь в Ницце (1904–1906), Париже (1928–1945), выступал как пианист в Париже (1923, 1928), здесь остался его багатый личный творческий архив.
Франция была одной из тех стран где украинцы совершенствовали свое вокальное искусство и демонстрировали его на французких сценах. Первым певцом, который прославил Украину был Николай Иванов. В 1832–1833, 1835–1837 гг. он был солистом Итальянской оперы в Париже [6]. В 1883 г. в Ницце гастролировал Александр Мышуга. На сцене Grand Opera в Париже пели выдающиеся украинские оперные и камерные певцы Соломия Крушельницкая (1902), Иван Алчевский (1908–1911), Лидия Липковская (1913–1914). Позже последняя выступала в Париже в 1930-х годах, последний ее концерт здесь состоялся в 1951 г., с 1950 г. она преподавала в Парижской консерватории [7]. На сцене Grand Opera гастролировали: сопрано Нина Кошиц (1925, 1927), бас Платон Цесевич (1926). На сцене престижного зала Gaveau в Париже выступал знаменитый бас Иван Стешенко (1930). Пел на французских сценах Зенон Дольницкий с Галичины. Весомый след в музыкальной культуре Франции оставил оперный и концертно-камерный певец Мирослав Скала-Старицкий. В 1949–1952 годах он пел в разных оперных театрах страны (Парижская Оpera Comique, 1949; Лилль (1949), Бордо (1949, 1950). В 1951 г. М. Старицкий был первым исполнителем главной партії в опере Иван ІV Ж. Бизе на сцене оперного театра г. Бордо. В этом же году он был награжден почетной грамотой и медалью города Парижа. В 1963 году М. Старицкий организовал в Париже приватную музыкально-драматическую школу, где обучал пению украинцев. Он был удостоен Почетного диплома и Серебряной медали г. Парижа за особенные достижения в искусстве (1951) от французского общества Ар-Сиянс-Леттр. В послевоенное время выдающаяся певица Ира Маланюк гастролировала в Лирическом театре Парижа (1957), где пела в нескольких операх Р. Вагнера, неоднократно пела на сцене Grand Opera (1955–1957), в Страссбурге (1954, 1960). В 1978 р. на сцене Grand Opera пел Павел Плишка, солист Метрополитен-Опера, а в 1990-х гг. на эту прославленную сцену были приглашены известные украинские певцы: Анатолий Кочерга, Мария Гулегина, Виктория Лукянец, Владимир Гришко.
Весомый вклад в развитие культурного диалога в этой стране внес скрипач и музыковед Аристид Вирста, получивший образование в Парижском университете (1953–1955). В Музыкологическом институте Сорбонны он защитил докторат, стал членом Общества французских музыковедов (1956) и международного общества музыковедов (1958), был награжден Орденом французского Почетного легиона (1958). А. Вирста работал скрипачем-оркестрантом камерных оркестров Парижа, был солистом оркестров в Вене, Риме и Париже (1951–1956). Как скрипач он концертировал в Италии, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Южной Америке, США, выступал также на радио в Париже, Мюнхене, Берне и др. А. Вирста вел активную педагогическую деятельность – был преподавителем Международных музыкальных курсов в Сиенне (Академия Музикале Киджияна, 1953–1955), доктором истории музыки и смычкового искусства Сорбонны (1955–1987). По его инициативе в Париже был установлен памятник поэту Т. Шевченко (1978), его стараниями Монетный двор Франции выпустил юбилейные медали Т. Шевченко, княгини Анны Ярославны и княгини Ольги.
Французский дирижер, пианист и композитор Игорь Маркевич, правнук М. Маркевича, с 1923 г. жыл в Париже, обучался в А. Корто, Н. Буланже, В. Ристи, Г. Шерхена, руководил Парижским и Монреальским симфоническими оркестрами. Он приезжал в СССР, где проводил семинар (у него обучался известный украинский дирижер Б. Кожухарь, 1963).
Пианистка Дарья Драгомирецкая, которая закончила Парижскую консерваторию (1963–1968), с успехом гастролировала во Франции, Германии, Польше, Австрии, Бельгии, Кении и США, выступала также солисткой симфонических концертов, в частности в Париже.
Одной из наиболее знаковых фигур украинско-французских музыкальных связей является композитор Марьян Кузан. Воспитанник Парижской консерватории по класу композиции Ж. Дандельо (ученика М. Равеля и Г. Форе), он в годы творческой зрелости обращался к украинской тематике и написал уникальные произведения, которые являются ценным достижением двух музыкальных культур – украинской и французской. В годы войны М. Кузан был участником Движения сопротивления, в 1966 г. он организовал и стал дирижером оркестра Альфа-Омега А. Лемке, потом – оркестра Люксембуржской компании телевидения. Музыкальное образование во Франции получили композитор и дирижер Кир Кукловский (Парижская консерватория, кл. композиции и дирижирования), американская пианистка Юлиана Осинчук (Парижская консерватория, 1965–1966; кл. Н. Буланже), канадская пианистка Кристина Петривская удостоена звания доктора искусствоведения в Сорбонне (Париж). С 1993 г. живет и работает в г. Монте-Карло баянист и композитор Александр Шмыков (1966 г. р.). Он – член Союза композиторов Франции (1994), лауреат многих международных конкурсов, играет в дуэте Монте-Карло вместе с женой, известной французской баянисткой К. Росси, завоевывая Призы Принца Монакского и Президента Республики Франция.
Таким образом, украинско-французские музыкальные связи имеют насколько направлений: исполнительство, композиция, образование, музыковедение. Активная позиция в этом диалоге деятелей украинской музыкальной культуры содействовала ее интеграции в мировое культурное пространство, содействовала обогощению сокровищницы мирового музыкального искусства.
|