Традиционный свадебный обряд
свадьба состояла из трех этапов: предсвадебный период, сама свадьба и послесвадебный.
Очень важным было правильно выбрать время для свадьбы. Самым оптимальным являлся период с конца августа по конец ноября или с конца января по начало марта. Кроме этих периодов есть еще один промежуток в году, когда разрешается жениться – с половины мая до начала июня. Однако в это время свадьбы проводились редко, т.к. ночи были короткие (если вы понимаете, о чем я). Кроме этого, учитывались фазы луны и дни недели. Самыми благоприятными считались пятницы и воскресенья от новолуния до полнолуния. После определения времени свадьбы, шла чуть ли не самая важная часть – сватовство. Этот важный шаг тщательно продумывался в первую очередь родителями жениха. Учитывались и положение жениха и невесты, взаимоотношения родителей молодых между собой и в обществе в целом. Одной из ключевых фигур являлся сват – человек, имеющий за плечами большой жизненный опыт, семью и уважение окружающих. Сначала в дом к родителям направлялся сам сват, а потом, после нескольких визитов, с ним приезжал уже и сам жених. После того, как будущая невеста приняла сватов, начиналась ее собственная подготовка. Свадебный наряд тоже покупался в определенные дни, к нему прикреплялись в различные места разные обереги. Обручальные кольца покупал жених и желательно в одном месте, у одного человека и даже с одного металла, причем они должны были быть гладкими, чтобы жизнь после семьи была такой же.
В день свадьбы родители молодых благословляли их (если кого-то из них нет в живых, то посещались их могилы), а подруги невесты расплетали ей косу, причесывали волосы и снова заплетали, укладывая вокруг головы. Невеста должна была после свадьбы все время носить такую прическу, которая олицетворяла гнездо, что символизировало счастье в семье. После этого жених приходил в дом невесты и «выкупал» ее у подруг. Когда молодые направлялись из дома в свадебный кортеж, они проходили под аркой из ручника, которую держали родители. Свадебная процессия считалась неприкосновенной – нельзя было обгонять или вклиниваться в нее. Невеста везде находилась слева от жениха, также она не должна покидать его на протяжении всей свадьбы. Во время венчания, молодые стояли на ручнике, что символизировало жизненную дорогу молодых. Сразу после венчания, процессия направлялась к могилам предков. После ненадолго заезжали в дом жениха (а потом уже направлялись в место празднования).
Жених должен был перенести невесту через порог на руках. Родители встречали молодых хлебом-солью и водкой. Пить водку было нельзя, а надо только поднести рюмку к губам и вылить через левое плечо (там, по поверьям находился змей-искуситель), что повторяется три раза. Потом рюмки бросались через то же плечо – счастье будет, если оба разобьются или оба уцелеют. Каравай, которым молодых встречают, можно было пока только три раза поцеловать, как первый свадебный подарок. Остальные подарки вручались платком, а не голыми руками (нельзя дарить острые предметы – не к добру). Далее шло застолье. Молодые должны были сидеть так, чтобы не было никаких намеков на разделение: один стол, одна скамья/диван или стулья, связанные ручником. Стол должен был состоять из двух частей – родня невесты и родня жениха, которая садилась по возрасту и по близости с женихом и невестой (самые старые члены семьи на самом краю), симметрично. Построение стола было в виде буквы «Г», иначе либо нельзя было бы поместить всех (например, сплошной линией), либо люди сидели бы «спина к спине» (например, буквой «П»). Столовые приборы у молодых должны были быть одинаковыми. На свадьбе считалось, что, чем меньше молодые выпьют спиртного, тем лучше. Кроме того, между ними никто не должен был проходить. Третий тост «за любовь», потому «Горька!» кричали только после него.
После разделения каравая, мать невесты снимала с ее головы фату. Она одевалась подружке невесты. Считалось, что если та обернется три раза вокруг себя, то выйдет следующей замуж. Потом он возвращался матери, и та вешала его под икону, как оберег. После этого мать невесты вытирала столовые приборы молодых, складывала их вместе с цветами в ручник, на котором жених и невеста стояли в храме, и перевязывала поясом-оберегом. Все это складывалось в шкаф и никогда не распаковывалось, как гарантия счастливой семейной жизни. Молодежь на этом покидала праздник, а старшее поколение начинало играть свою свадьбу. Кого-то переодевали в жениха и невесту и до утра веселились, пели и танцевали.
|