Историю современного белорусского кино можно начинать с 1995-ого года, когда ЮНЕСКО включила в топ «100 самых важных фильмов о войне» белорусский фильм «Через Кладбище». Через два года «Беларусьфильм» приобрел статус Национальной киностудии. В целом, 90-е годы не оставили большого следа в белорусском кинематографе, несмотря на то, что было сделано около 70-ти фильмов различных жанров: они оказались невостребованными как среди прокатчиков, так и среди населения страны.
Заметный скачок, по сравнению с тем, что было до этого с 1991-ого года, белорусский кинематограф сделал в 2007-ом году. На протяжении этого года было выпущено около 10 художественных фильмов и около 20 документальных. Но в кинематографе в первую очередь важно не количество, а качество, что и оценили на международных и региональных фестивалях кино: как результат – около 30 наград в различных номинациях. Кроме того, именно в 2007-ом году белорусское кино ощутило себя не только окупаемым, но и прибыльным – прибыль составила около 500000$ (и это при сравнительно скромном бюджете фильмов). Момент застоя наконец был пройден. Практически то же самое повторилось в последующие годы – вышли такие картины, как «Щит Отечества» (2007), «Родина или смерть» (2007), «Кадет» (2009) и др.
Однако именно когда кинематограф, находившийся в упадке, казалось, начал восстанавливаться, Президент Беларуси заявил, что финансировать отечественное кино, как это было до этого, не надо. Вместо предоплаты стоимости производства фильма заранее из бюджета было предложено брать кредиты на фильмы, причем в случае успеха произведения, его бюджет полностью покрывало бы государство. Это решение в реформе кинематографа противоречиво: многие имеют основания утверждать, что с учетом сравнительно небольшого населения белорусское кино не может без финансирования достичь тех результатов, которых такое же по качеству кино достигло бы, скажем в России. Хотя в той же России, на мой взгляд, кинематограф сейчас лишь чуть приподнял колени – есть хорошие картины, но их процент среди всех крайне мал. Кроме того, с 2011-ого по указу президента года сектор кинематографа получил некоторые льготы. Поэтому не стоит сильно беспокоиться о том, что государство забудет о своем кинопроизводстве.
Как бы спорны не были решения президента, ничто не помешало выйти в свет двум хорошим, на мой взгляд, фильмам, являющимся венцом современного белорусского кино, – «Брестская крепость» (2010) и «Выше неба» (2012). Если первый фильм сделан совместно с Россией и он о Великой Отечественной Войне, а фильмы об этой войне, как у нас, так и в России выходят отличные (за исключением разве что «творений» Никиты Михалкова про «добрых благородных немцев и грязных отвратительных русских»), то второй – нечто совершенно из ряда вон выходящее. Фильм снят на основе 8-серийного сериала, который не вышел из-за конфликта заказчика со съемочным составом, который, по словам создателей картины, был связан с попыткой политической цензуры и следующим за этим изменением сценария. В результате официального релиза в Беларуси так и не произошло, фильм появился лишь в открытом доступе в интернете в июне 2012-ого года. Однако это не помешало авторам фильма получить награду «СНЯТО!» за лучший дебют года от Министерства культуры РФ, но, что самое главное, в марте этого года состоялась мировая премьера на «First Time Fest» в Нью-Йорке. Фильм был включен в список 12 лучших кинодебюта сезона со всего мира. Это первый белорусский фильм, так высоко оцененный во всем мире. Его создатели были крайне удивлены такому успеху, т.к. даже не отправляли свою работу на конкурс (это сделал один критик, оценивший кино). Как они заявили: «Быть номинированным на Нью-Йоркском кинофесте – это уже высокая награда».
Остается надеяться, что лучшие дни белорусского кино еще впереди и проект «Выше неба», во многом конфликтный и непризнанный, будет не последним в истории белорусского кино. Ведь, несмотря на всякую конкуренцию и финансовые проблемы, всегда побеждает идея, приложение сил и энтузиазм.
Историю современного белорусского кино можно начинать с 1995-ого года, когда ЮНЕСКО включила в топ «100 самых важных фильмов о войне» белорусский фильм «Через Кладбище». Через два года «Беларусьфильм» приобрел статус Национальной киностудии. В целом, 90-е годы не оставили большого следа в белорусском кинематографе, несмотря на то, что было сделано около 70-ти фильмов различных жанров: они оказались невостребованными как среди прокатчиков, так и среди населения страны.
Заметный скачок, по сравнению с тем, что было до этого с 1991-ого года, белорусский кинематограф сделал в 2007-ом году. На протяжении этого года было выпущено около 10 художественных фильмов и около 20 документальных. Но в кинематографе в первую очередь важно не количество, а качество, что и оценили на международных и региональных фестивалях кино: как результат – около 30 наград в различных номинациях. Кроме того, именно в 2007-ом году белорусское кино ощутило себя не только окупаемым, но и прибыльным – прибыль составила около 500000$ (и это при сравнительно скромном бюджете фильмов). Момент застоя наконец был пройден. Практически то же самое повторилось в последующие годы – вышли такие картины, как «Щит Отечества» (2007), «Родина или смерть» (2007), «Кадет» (2009) и др.
Однако именно когда кинематограф, находившийся в упадке, казалось, начал восстанавливаться, Президент Беларуси заявил, что финансировать отечественное кино, как это было до этого, не надо. Вместо предоплаты стоимости производства фильма заранее из бюджета было предложено брать кредиты на фильмы, причем в случае успеха произведения, его бюджет полностью покрывало бы государство. Это решение в реформе кинематографа противоречиво: многие имеют основания утверждать, что с учетом сравнительно небольшого населения белорусское кино не может без финансирования достичь тех результатов, которых такое же по качеству кино достигло бы, скажем в России. Хотя в той же России, на мой взгляд, кинематограф сейчас лишь чуть приподнял колени – есть хорошие картины, но их процент среди всех крайне мал. Кроме того, с 2011-ого по указу президента года сектор кинематографа получил некоторые льготы. Поэтому не стоит сильно беспокоиться о том, что государство забудет о своем кинопроизводстве.
Как бы спорны не были решения президента, ничто не помешало выйти в свет двум хорошим, на мой взгляд, фильмам, являющимся венцом современного белорусского кино, – «Брестская крепость» (2010) и «Выше неба» (2012). Если первый фильм сделан совместно с Россией и он о Великой Отечественной Войне, а фильмы об этой войне, как у нас, так и в России выходят отличные (за исключением разве что «творений» Никиты Михалкова про «добрых благородных немцев и грязных отвратительных русских»), то второй – нечто совершенно из ряда вон выходящее. Фильм снят на основе 8-серийного сериала, который не вышел из-за конфликта заказчика со съемочным составом, который, по словам создателей картины, был связан с попыткой политической цензуры и следующим за этим изменением сценария. В результате официального релиза в Беларуси так и не произошло, фильм появился лишь в открытом доступе в интернете в июне 2012-ого года. Однако это не помешало авторам фильма получить награду «СНЯТО!» за лучший дебют года от Министерства культуры РФ, но, что самое главное, в марте этого года состоялась мировая премьера на «First Time Fest» в Нью-Йорке. Фильм был включен в список 12 лучших кинодебюта сезона со всего мира. Это первый белорусский фильм, так высоко оцененный во всем мире. Его создатели были крайне удивлены такому успеху, т.к. даже не отправляли свою работу на конкурс (это сделал один критик, оценивший кино). Как они заявили: «Быть номинированным на Нью-Йоркском кинофесте – это уже высокая награда».
Остается надеяться, что лучшие дни белорусского кино еще впереди и проект «Выше неба», во многом конфликтный и непризнанный, будет не последним в истории белорусского кино. Ведь, несмотря на всякую конкуренцию и финансовые проблемы, всегда побеждает идея, приложение сил и энтузиазм.
|