Современные проблемы урока музыки
Об уроке музыки в общеобразовательной школе написано огромное количество статей известными педагогами-музыкантами, высказано немало интересных мыслей. Богатый педагогический опыт и новые веяния в области педагогики заставили автора данной статьи по-новому взглянуть на урок музыки и задуматься над следующим:
· Что собой должен представлять урок музыки в школе: учебный предмет,похожий, по сути, на другие школьные уроки или урок духовности (урок жизни, не имеющий звонков!)? От этого зависит не только методическая работа учителя, но и результат музыкального воспитания школьников. В связи с этим, какой учитель нужен детям?
· Как разумно, не злоупотребляя временем на уроке, использовать возможности компьютера в музыкальной работе с детьми?
· Что важнее для сегодняшнего урока музыки в связи с 4-х летним сроком обучения: собственно музыкальная деятельность школьников илиполихудожественность в обучении?
· Как эффективнее осуществлять безотметочное обучение (оценивать работу учащихся)?
Общеизвестны слова В.А Сухомлинского, взятые в качестве эпиграфа к программе по музыке Д.Б Кабалевского: « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (1, с. 3). В наше время, когда средства массовой информации, «навязывая» пошлую, низкопробную музыку, как эталон «хорошей» музыки, способствуют воспитанию в человеке низменных чувств, урок музыки в школе должен противостоять этому. Он должен быть уроком, способным посредством музыки воспитывать возвышенные чувства и прививать нравственные качества, т.е. влиять на духовное состояние ребёнка. Но духовность не воспитывается через накопление теоретических знаний и умений. Духовность воспитывается через непосредственный контакт с живой музыкой(пение-переживание, слушание-сопереживание-осмысление, движение-проживание музыкального образа и др.). Только тогда, когда музыка затрагивает внутренний мир ребёнка, можно говорить о её воздействии. Каждый урок музыки должен быть«даром духа детям» (Ш.А. Амонашвили). А этого, к сожалению, зачастую не наблюдается в практике общеобразовательной школы. Во главу угла ставятся знания, умения и навыки. «Знания, умения, навыки…. Как они важны в жизни человека, в его работе, творческой деятельности! И как они недостаточны, чтобы своей, пусть даже большой суммой, … составить личность… Человека личностью делает его отношение к действительности, к людям, к окружающему…» (2, с. 59). Поэтому, очень важно, какой учитель стоит перед детьми, какая личность их воспитывает. Думается, что это должен быть, говоря словами Ш.А. Амонашвили, «учитель света»!
Сегодня компьютер естественно «вошёл» в жизнь школы (урока) и является одним из эффективных технических средств обучения. Он помогает разнообразить учебный процесс, способствует повышению мотивации учения, побуждает детей самостоятельно добывать знания и мн. др. Но иногда использование компьютера становится основополагающим элементом в работе. А это мешает решению важных задач в музыкально-учебном процессе: развитию музыкальных способностей, вокально-хоровых навыков, овладению навыками игры на музыкальных инструментах и др. Поэтому, не следует чрезмерно увлекаться компьютерными технологиями на уроке музыки, т.к. на живое восприятие музыкиостаётся тогда не так много времени. Нужно помнить, что уроки музыки в школе преподаются до 4 класса. И за это время важно научить детей петь, слушать, чувствовать и понимать музыку, музицировать на элементарных музыкальных инструментах, т.е. заниматься собственно живой музыкальной деятельностью. Бесспорно, сведения о музыке: о средствах выразительности, жанрах, музыкальных инструментах, оркестрах, композиторах и др. необходимы учащимся. Вот тут-то можно успешно использовать различные презентации, виртуальные путешествия (в оперу, балет, симфонию, концерт) и мн. др. Можно предложить детям знакомиться таким способом с информацией – дома.
Нередко на практике можно наблюдать, как урок музыки «превращается» в урок мировой художественной культуры. К примеру, знакомя детей с музыкой разных народов мира, некоторые учителя слишком много дают информации о географическом расположении страны, быте, традициях народа, показывают иллюстрации, видеофильмы, читают стихи (например, в японском стиле хокку) и т.д. Говоря же о музыке (иногда её катастрофически мало!), обходятся лишь общими характеристиками, не всегда выделяют интонационно-стилистические особенности, зачастую не знакомят с тембрами национальных инструментов (в лучшем случае назовут и покажут инструменты на картинках, в режиме слайд-шоу) и др. Такое неглубокое проникновение в музыку отодвигает её в уроке на второй план. Но самое неприемлемое то, что на полноценную музыкальную деятельность с детьми не остаётся уже времени.
Для сегодняшнего урока музыки в школах Беларуси характерно безотметочное обучение (1-3 классы). Оценивание детей происходит на словесно-содержательной основе. В связи с этим возникают вопросы:
· Что оценивать: теоретические знания и умения или способность детей чувствовать, выразительно исполнять музыку? Или нужно учитывать оба этих параметра? В тетрадях для оценки работы школьников предложенных учителю, мы видим только теоретические параметры («имеет представление, отличает, различает, может исполнить, умеет наблюдать, может рассказать» и др.)?
· Как воспитать мотивацию к учению без отметки?
· Как воспитать у ребёнка адекватную (!) самооценку? Тем самым воспитать хороший художественный вкус, аналитические способности!?
· Как воспитать в детях эталон (критерий) оценки пения, игры на музыкальных инструментах, рассуждения о музыке?
· Где лучше заполнять лист самооценки ученику? На уроке или дома? На уроке ученик находится в «материале». Дома – забыл, поленился и т.п. Значит, лучше на уроке. А учителю? Когда заполнять лист оценивания учеников? Перерыв между уроками – это время отдыха и время подготовки к следующему уроку. Как свидетельствует практика, оценивание проводится в конце урока и получается, что каждый раз мы забираем от урока 5-7 минут. В совокупности это много времени, учитывая, что уроки проводятся раз в неделю (4 года!).
Сегодня урок музыки в школе для многих детей остаётся единственной возможностью для развития музыкальных и творческих способностей, расширения музыкального кругозора, воспитания духовно-нравственных чувств. Учитель музыки должен всегда помнить об этом и не увлекаться излишней теоретизацией, «словотворчеством», многочисленными заданиями, не связанными с живым восприятием музыки. И, конечно же, каждый урок музыки необходимо строить по законам красоты, вдохновения и любви.
|