Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. (с) Wikipedia.
Первые вокально-инструментальные ансамбли, играющие рок-музыку, на территории Беларуси стали появляться сразу после распада СССР. Так как рок – стиль вольной музыки, для него сложилась очень благоприятная почва для развития. Рок в Беларуси развивался без кризисов. Не было распада первой волны рок-групп, рок-музыка не «сползла» в так называемый «поп-рок». Конечно же, значительное влияние на развитие белорусской рок-музыки оказала Россия, да и Польша сделала немалый вклад. В то время Польша была открытой страной, имела широкие связи с западом.
Не смотря на то, что с самого начала рок-музыка была национально ориентированной, это не мешало лидерам (ULIS, МРОЯ) записывать пластинки в студии Мелодия. В период с 1991г. по 1994г., когда власти, как таковой, не было, произошёл мощный прорыв в развитии рока. Свобода слова породила очень вольные тексты песен. Это давало возможность всем играть, петь всё что угодно.
Белорусская рок-музыка на мировой сцене
После распада ULIS (1993г.), участники разъехались по разным странам Европы, чтобы собраться в новом составе в 1995г. Группа стала стремительно набирать популярность. Дала серию концертов в России, Украине, Польше, Эстонии, Германии. Их апогеем стала серия концертов в Лондоне.
С 1995г. белорусскую сцену стали заполнять новые рок-звёзды: Нейро Дюбель, Аляксандр Памiдорау, Ляпис Трубецкой, N.R.M. В это время белорусский рок полностью сформировался как жанр.
Отношения между властью и рок-группами стали стремительно ухудшаться из-за очень вольных текстов. Многим коллективам просто запретили выступать на сценах Беларуси. Жёсткое воздействие цензуры привело к распаду популярных коллективов (Ляпис Трубецкой, Нейро Дюбель и т.д.).
Белорусские коллективы начали выезжать в ближнее зарубежье (Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия) и набрали там довольно высокую популярность.
Теперь, с укреплением стабильности государства, национализм в белорусском роке практически не встречается. Рок-группы свободно выступают как внутри, так и вне республики. Многие коллективы занимают высокие позиции на мировой рок-сцене.
Можно со смелостью заявить – белорусский рок жив!
|