В настоящее время формирование направленности личности, определяющей отношение к историческим достижениям, культурному наследию, понимание себя, своего места в обществе приобретает особое значение. В педагогической науке идет активный поиск путей оптимизации этого процесса. Особую сложность представляет собой системное приобщение детей дошкольного возраста к сокровищам мировой художественной культуры. В силу психо-физиологических особенностей развития дошкольника ему еще не всегда доступны сложные мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Трудности испытывает ребенок дошкольного возраста и при формировании представлений о времени как отправной точки того или иного события, что вызывает закономерные сложности в восприятии и понимании материала. Основной идеей предлагаемого подхода приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам мировой художественной культуры является создание так называемой «мягкой» педагогической модели эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, для которой характерна «не передача знаний как эстафетной палочки» [1,с.4], а гибкое управление обучением при котором становится возможным процесс самообразования ребенка в результате его активного и продуктивного творчества. В модели заложена необходимость и возможность формирования компонента эстетического сознания личности - эстетического интереса, как метода познания ребенком искусства, особого способа вхождения ребенка в его мир, призванного в полной мере содействовать формированию гуманистически ориентированной, духовно богатой творческой личности. Эстетический интерес ребенка старшего дошкольного возраста является особой формой познавательной потребности ребенка 5-7 лет и включает такие базовые компоненты как эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Он обеспечивает направленность личности ребенка на активное освоение эстетических объектов и явлений действительности. Эстетический интерес проявляется в наличии яркого эмоционального отклика на объект искусства, положительной реакции на эстетическую деятельность, переживания ее результатов, творческой активности и увлеченности в ее процессе, личное субъективное отношение к эстетическому объекту, целостное восприятие эстетического образа. Таким образом, эстетический интерес в целом является как предпосылкой, так и результатом процесса эстетического воспитания, аккумулирующим его информационный, эмоциональный и деятельностный компоненты [2, с. 42].
Приобщение к основам мировой художественной культуры ребенка старшего дошкольного возраста происходит в процессе художественной игровой деятельности, основывающейся на эстетическом интересе, которая представляет собой игровую деятельность ребенка старшего дошкольного возраста, отражающую взаимопроникновение литературы, музыкального и изобразительного искусства в контексте разных исторических эпох и подразумевает разноуровневое и многоплановое общение дошкольника с искусством. Оно включает в себя следующие компоненты:
1. Вербальная программа предполагает насыщение рассматриваемой темы конкретными, яркими, эмоционально привлекательными для дошкольника вербальными явлениями: мифами и легендами, интересными историческими фактами, фрагментами литературных произведений.
2. Аудиальная программа подразумевает расширение музыкального тезауруса ребенка старшего дошкольного возраста за счет восприятия произведений музыкального фольклора, насыщение его музыкальными шедеврами разных исторических эпох, стилей и направлений, в том числе и произведениями современного музыкального искусства. Программа направлена на своеобразное «озвучивание» рассматриваемой исторической эпохи.
3. Визуальная программа представляет собой «изобразительную коллекцию» той или иной эпохи, составленную из репродукций картин общепризнанных мастеров, работ современных художников, изображений изделий декоративно-прикладного искусства, фоторабот.
Так в процессе восприятия музыки, рассматривания произведений изобразительного искусства ребенок учится «расшифровывать» эмоционально-содержательный смысл произведения, соотносить его с вербальными образами, а создание художественно-исторического контекста обеспечивает переживание ребенком своей слитности с общечеловеческой культурой. Поиск интонационных, ритмических, тембровых прообразов в литературе, музыке, изобразительном искусстве основывается на смысловой окрашенности переживаний ребенка, связанных с тем или иным историческим контекстом. Наряду с осваиванием связанных с ним эмоциональных состояний, происходит конкретизация его личностно-значимого смысла. В разнообразности и вариативности трактовок воспринимаемого явления, определения собственного места в этом процессе и проявляется творческая свобода самовыражения ребенка, его специфическое видение конкретного эстетического явления.
Используя накопленный зрительный и слуховой опыт, анализируя и воплощая в творческой деятельности собственные эмоциональные состояния, «примеряя на себя» различные исторические события, старший дошкольник начинает постепенно постигать звуковые и зрительные символы, «закодированные» в произведениях искусства. Это ведет к осознанию сопричастности в создании единого «образа мира» (А.Н.Леонтьев). Преобразование значений и символов художественных впечатлений ведет к осознанию сущности искусства как искусства выразительного, позволяющего «услышать» голос эпохи и ее «цвет».
|