Подготовка к концертной деятельности

Подготовка к концертной деятельности

В современном развитии общества, наряду с актуализаци­ей культурных, духовно-нравственных проблем, вопросы формирования творческой личности занимают приоритетное положение в научно-педагогической теории и практике учеб­но-воспитательной работы.  

Психологической основой творческой личности является яркая эмоционально-чувственная сфера. «Продуктивное вооб­ражение» и фантазия активизируют творческую деятельность, придавая ей индивидуальную неповторимость и оригиналь­ность. Функциональные особенности продуктивного вообра­жения определяет Л.Н. Столович, отмечая, что для него нужны такие черты творческого мышления как способность по новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга процессы, умение открывать в предметах новые функциональные значения.  

Процесс формирования творческой личности осуществляется длительный период. Теоретическое обоснование художественных вкусов и идеалов на основе накопленного опыта происходит на этапе самоопределения личности. Именно в этот период на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность соз­нания, поиска смысла жизни, творческой самореализации.Поэтому представляется таким важным развитие творческих способностей, преломление накопленного опыта в полноценную деятельность.  

В процессе становления личности как социального субъ­екта, формирования её профессиональных качеств при нали­чии условий и чёткой организации творческой деятельности осуществляется подготовка специалиста, обладающего опре­делённым уровнем профессионально-творческого мастерства.  

Творческое развитие учащихся осуществляется в различ­ных видах практической деятельности, в процессе которой они реализуют интеллектуальные, художественные, профес­сиональные способности. Только творческиработающий преподаватель сможет процесс познания сделать увлекательным, интересным, организовать учебно-воспитательную деятельность и направить её на развитие способностей учащихся. Этим объясняется включение крите­рия «творческая деятельность» в профессиональную культуру специалиста.  

В структурно-содержательном плане творческую лич­ность можно выразить следующими показателями:  

•      творческая инициатива;  

•      способность к широкому применению знаний и умений в профессиональной деятельности;  

•      оригинальность и новизна педагогических решений;  

•      способность к творческой импровизации;  

•      стремление к удовлетворению творческих запросов и ду­ховных потребностей.  

В подходе к проблеме развития творческих способностей мы разделяем позицию учёных, рассматривающих развитие прежде всего через эмоционально-чувственную сферу инди­вида. Творческий процесс — это эмоциональное озарение, всплеск, фантазия, которые направлены на создание новых художественных ценностей. Особую важность в этом процес­се приобретает яркая индивидуальность, с новым видением творческой деятельности и её результата. Однако для форми­рования духовно-творческого потенциала личности специа­листа необходима тесная взаимосвязь основных компонентов творчества: эмоционально-чувственного мира различных со­стояний   и   реальных   способностей  проявления   фантазии.  

Несмотря на достижения психолого-педагогической науки в области художественной одарённости, творческого развития личности, до сих пор мало разработаны методики выявления творческих способностей. Анализируя их специфику, специа­листы выделяют явную одарённость личности и скрытую, более сложную для выявления. В сфере музыкального образования, определённую трудность для распознания творческих, ода­рённых учащихся и их дальнейшего развития представляютнекоторые существующие формы, методы и средства обуче­ния. Вопрос касается также уровня педагогического мастер­ства преподавателя, его профессиональной компетентности. Творческий преподава­тель имеет личное позитивное влияние на обучаемых, создаёт благоприятный психологический климат в  группах, воздействует на результативность педагогического процесса в целом. Для улучшения определения и развития творческих способ­ностей будущих специалистов необходимо поддерживать творческую обстановку, развивая воображение и фантазию в решении нестандартных задач и педагогических ситуаций. Большое внимание следует уделять индивидуальной работе творческого характера, которая даёт возможность более пол­но раскрыть потенциал обучаемых. Важно также создавать ус­ловия, способствующие коллективному творческому поиску, применяя новые формы организации учебно-воспитательной деятельности, в которых каждый учащийся сможет уверенно реализовать собственный творческий план.  

С целью улучшения работы в этом направлении можно использовать методы, задания, побуждающие к многовари­антным решениям педагогических задач:  

•      устранение внутренних препятствий для творческих про­явлений, которое предполагает помощь преподавателя в организации творческого поиска учащихся, создание ус­ловий для уверенных взаимоотношений с окружающими;  

•      уделение внимания работе подсознания, направленное на разработку идеи, разрешение проблемы;  

•      указание на возможность использования метафор и анало­гий для поиска новых ассоциаций и связей, которое спо­собствует созданию образов и целенаправленности в их осмыслении:  

•      управление творческим воображением, воздействуя на сознание прямо и опосредованно, в зависимости от харак­тера педагогической задачи;  

•      коррекция фантазии, направленная на создание обстанов­ки внутренней свободы, «созревание идей», обсуждение предложений;  

•      целенаправленность и коллективное осмысление творче­ской деятельности, ценностно-ориентирующее на её ре­зультативность в педагогическом процессе и других фор­мах жизнедеятельности.  

Разностороннее обучение и развитие творческих способ­ностей происходит не только в ходе непосредственного об­щения преподавателя со студентами, но, в большей степени, в коллективной подготовке занятия и в общении учащихся ме­жду собой после его проведения. Поэтому в учебно-воспитательном процессе музыкальных училищ и колледжей, наряду с традиционными, целесообразно использовать новые формы для   освоения   информационно-содержательного   материала. Это могут быть профессионально ориентирован­ные ролевые и деловые игры и упражнения, дидактические спектакли, педагогические этюды, занятия педагогического и художественного мастерства, которые совмещают мысли­тельную деятельность с творческой.  

Реализация учебно-воспитательной работы в этом направ­лении требует нестандартных подходов и поиска новых форм организации внеаудиторной деятельности. Это проведение творческих фестивалей и конкурсов с использованием произ­ведений различных видов искусства, организация творческих встреч, составление концертных программ, подготовка и проведение концертных выступлений.  

Важной и необходимой частью формирования профес­сионально-творческих способностей будущих специалистов является практика общения с художественными ценностями и обучение художественному творчеству в различных его ви­дах. В результате непосредственного общения с произведе­ниями искусства формируется художественный вкус, разви­ваются творческие потребности, активизируется деятель­ность, расширяются горизонты познания и художественного восприятия.  

В развитии профессионально-творческих способностей учащихся важное значение имеют контакты с творческими организациями, центрами молодёжного творчества, театраль­но-художественными, музыкальными коллективами. Такая творческая деятельность и сотрудничество позволят обогатить профессиональные знания, приобрести умения и навыки, способствующие развитию творческого опыта.  

Необходимым условием высокой результативности труда преподавателя  является деятельность, тре­бующая от него творческого отношения ко всем видам педа­гогической практики. От того, насколько творческим будетпреподаватель, как станет осуществлять свою профессио­нальную деятельность, способен ли выполнять требования современного профессионального образования, во многом зависит музыкально-эстетическое развитие будущих специа­листов. Учитель, который творчески организует учебно-воспитательный процесс и управляет им на основах гуманно­сти и добра, где каждый учащийся чувствует себя свободно и комфортно, имеет необходимые условия для развития и реа­лизации задатков и творческих способностей обучаемых.  

В процессе обучения музыкантов формирование их  профессионально-творческих способностей, исполнительского уровня в наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-эстетической деятельности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая  помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм. Музыкально-исполнительская деятельность предполагает также волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. В процессе практической музыкальной деятельности формируется индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки. Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности.  

Один из важнейших элементов в формировании музыканта- исполнителя – сценический опыт. Этому вопросу в СУЗах уделяется большое внимание. Публичные выступления предусмотрены учебными планами музыкальных училищ и колледжей.           Рассмотрим специфику подготовки и особенности концертно-исполнительской деятельности будущих музыкантов. К публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, поэтому каждый учащийся участвует в подобного рода мероприятиях во время академических концертов, экзаменов, зачетов, кафедральных прослушиваний, фестивалей, конкурсов и др. Такие выступления несомненно приносят пользу, так как выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию. Они пробуждают у учащихся интеллектуальную, волевую и эмоциональную энергию, дух соревновательности, формируют характер и ряд жизненно важных качеств. Психологическая подготовка не всегда позволяет исполнителю успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. Отсутствие у подавляющего большинства учащихся знаний о способах и приемах подготовки к публичным выступлениям препятствует планомерному развитию их профессионального мастерства и успешной творческой реализации в исполнительском искусстве. Зачастую выступления перед аудиторией становятся настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, не говоря уже о воспитанниках СУЗов, действия которых прослеживаются и оцениваются другими людьми. Психологическое состояние исполнителя, восприятие им жизненных явлений, искусства, понимание музыкальных произведений, творческие представления и переживания – наиболее труднодоступный уголок внутреннего мира артистической личности. В этой связи для начинающего артиста необходимо овладеть механизмами саморегуляции и самоконтроля, исполнительской волей, что в свою очередь является основой сценической культуры. Самореализация учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академических рамок (концерты класса, кафедральные концерты, тематические музыкальные вечера, просветительские концерты в школах, музеях) повышает результативность учебно-воспитательной деятельности. Многое в таких мероприятиях привлекает: торжественная форма проведения, праздничная атмосфера, дополнительная возможность для учащихся выступить в открытом концерте, сыграть репертуар, который в официальных выступлениях в силу разных причин не всегда можно исполнить, наконец, повышение дисциплины и ответственности самих участников. Музицирование в разного рода ансамблях также приносит ощутимые плоды в музыкальном развитии учащихся. Совместное музицирование представляется им процессом более творческим, чем индивидуальная работа над текущим учебным репертуаром. Специальная направленность таких выступлений является благодатной почвой развития у учащихся необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально- эстетической культуры. Коллективное творчество на подобных концертах снимает с учащихся напряжение и страх за неправильно сделанное действие, способствует проявлению творческого потенциала участников в совместной деятельности. Учащиеся разделяют ответственность и подчиняют свои желания общим интересам, создавая атмосферу интеллектуального и творческого сотрудничества.  

Широкое распространение получила форма концертов, сопровождаемых беседами самих исполнителей. Для учащихся СУЗов польза концертов-бесед неоспорима. Такого рода мероприятия проходят особенно оживленно, в атмосфере радостного эмоционального подъема. Концерты-беседы позволяют учащимся пополнить и обобщить свои знания, стимулируют фантазию, воображение, не дают замкнуться в области профессиональной «технологии». Словесные пояснения несут познавательную функцию и служат эмоциональной подготовкой к восприятию. Они способны вызвать более живой отклик у публики на исполняемые произведения. Такая форма пропаганды музыки способствует лучшему ее пониманию, развивая эстетическое чувство, оказывая серьезную помощь в осуществлении комплексных задач идейно-нравственного, эстетического воспитания и профессионального обучения.  

Для эффективного развития творческих способностей учащихся и формирования их музыкально-эстетической культуры концерты должны соответствовать следующим дидактическим требованиям:  

– содержательность музыкального материала, его эмоциональность, разнообразие;  

– целенаправленный подбор музыкального материала в зависимости от целей музыкально-эстетического воспитания;  

– сочетание коллективного и индивидуального исполнения;  

– неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара.  

Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, владеющего основами сценического мастерства. Именно исполнитель дает жизнь произведению, отсюда – ответственность его перед автором, перед слушателями, обязывающая глубоко постигать  значительность вложенных в данное сочинение идей и уметь передать тематическое содержание, круг образов, черты стиля произведения в собственной творческой интерпретации. Тонкость восприятия, отточенность и чистота вкуса, глубина понимания, совершенство художественного целого делают произведение искусства прекрасным, раскрывая заключенные в нем художественные ценности. Овладевая музыкальным искусством, исполнитель совершенствует свой внутренний мир, поэтому все, что он делает на сцене должно быть убедительным и совершенным. Исполнитель должен верить в замысел композитора, быть глубоко убежденным в своих намерениях – только тогда публика сможет воспринимать эстетику музыкального произведения.
Таким образом, концертно-исполнительская деятельность является органичной частью системы музыкально-эстетического воспитания, формирования профессионально-творческих способностей учащихся, стимулом для дальнейших интенсивных занятий музыкой. Заинтересованное отношение учащихся к музыкальному искусству в процессе концертно-исполнительской деятельности обогащает их музыкально-творческие способности, формирует навыки восприятия музыки и оценки ее в художественном аспекте, что несомненно является важным средством формирования музыкально-эстетической культуры будущих специалистов.  

Категория: Культура | Добавил: lipnishki (12.09.2018)
Просмотров: 152 | Теги: Подготовка к концертной деятельност | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar