Подготовка к концертной деятельности
В современном развитии общества, наряду с актуализацией культурных, духовно-нравственных проблем, вопросы формирования творческой личности занимают приоритетное положение в научно-педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы.
Психологической основой творческой личности является яркая эмоционально-чувственная сфера. «Продуктивное воображение» и фантазия активизируют творческую деятельность, придавая ей индивидуальную неповторимость и оригинальность. Функциональные особенности продуктивного воображения определяет Л.Н. Столович, отмечая, что для него нужны такие черты творческого мышления как способность по новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга процессы, умение открывать в предметах новые функциональные значения.
Процесс формирования творческой личности осуществляется длительный период. Теоретическое обоснование художественных вкусов и идеалов на основе накопленного опыта происходит на этапе самоопределения личности. Именно в этот период на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиска смысла жизни, творческой самореализации.Поэтому представляется таким важным развитие творческих способностей, преломление накопленного опыта в полноценную деятельность.
В процессе становления личности как социального субъекта, формирования её профессиональных качеств при наличии условий и чёткой организации творческой деятельности осуществляется подготовка специалиста, обладающего определённым уровнем профессионально-творческого мастерства.
Творческое развитие учащихся осуществляется в различных видах практической деятельности, в процессе которой они реализуют интеллектуальные, художественные, профессиональные способности. Только творческиработающий преподаватель сможет процесс познания сделать увлекательным, интересным, организовать учебно-воспитательную деятельность и направить её на развитие способностей учащихся. Этим объясняется включение критерия «творческая деятельность» в профессиональную культуру специалиста.
В структурно-содержательном плане творческую личность можно выразить следующими показателями:
• творческая инициатива;
• способность к широкому применению знаний и умений в профессиональной деятельности;
• оригинальность и новизна педагогических решений;
• способность к творческой импровизации;
• стремление к удовлетворению творческих запросов и духовных потребностей.
В подходе к проблеме развития творческих способностей мы разделяем позицию учёных, рассматривающих развитие прежде всего через эмоционально-чувственную сферу индивида. Творческий процесс — это эмоциональное озарение, всплеск, фантазия, которые направлены на создание новых художественных ценностей. Особую важность в этом процессе приобретает яркая индивидуальность, с новым видением творческой деятельности и её результата. Однако для формирования духовно-творческого потенциала личности специалиста необходима тесная взаимосвязь основных компонентов творчества: эмоционально-чувственного мира различных состояний и реальных способностей проявления фантазии.
Несмотря на достижения психолого-педагогической науки в области художественной одарённости, творческого развития личности, до сих пор мало разработаны методики выявления творческих способностей. Анализируя их специфику, специалисты выделяют явную одарённость личности и скрытую, более сложную для выявления. В сфере музыкального образования, определённую трудность для распознания творческих, одарённых учащихся и их дальнейшего развития представляютнекоторые существующие формы, методы и средства обучения. Вопрос касается также уровня педагогического мастерства преподавателя, его профессиональной компетентности. Творческий преподаватель имеет личное позитивное влияние на обучаемых, создаёт благоприятный психологический климат в группах, воздействует на результативность педагогического процесса в целом. Для улучшения определения и развития творческих способностей будущих специалистов необходимо поддерживать творческую обстановку, развивая воображение и фантазию в решении нестандартных задач и педагогических ситуаций. Большое внимание следует уделять индивидуальной работе творческого характера, которая даёт возможность более полно раскрыть потенциал обучаемых. Важно также создавать условия, способствующие коллективному творческому поиску, применяя новые формы организации учебно-воспитательной деятельности, в которых каждый учащийся сможет уверенно реализовать собственный творческий план.
С целью улучшения работы в этом направлении можно использовать методы, задания, побуждающие к многовариантным решениям педагогических задач:
• устранение внутренних препятствий для творческих проявлений, которое предполагает помощь преподавателя в организации творческого поиска учащихся, создание условий для уверенных взаимоотношений с окружающими;
• уделение внимания работе подсознания, направленное на разработку идеи, разрешение проблемы;
• указание на возможность использования метафор и аналогий для поиска новых ассоциаций и связей, которое способствует созданию образов и целенаправленности в их осмыслении:
• управление творческим воображением, воздействуя на сознание прямо и опосредованно, в зависимости от характера педагогической задачи;
• коррекция фантазии, направленная на создание обстановки внутренней свободы, «созревание идей», обсуждение предложений;
• целенаправленность и коллективное осмысление творческой деятельности, ценностно-ориентирующее на её результативность в педагогическом процессе и других формах жизнедеятельности.
Разностороннее обучение и развитие творческих способностей происходит не только в ходе непосредственного общения преподавателя со студентами, но, в большей степени, в коллективной подготовке занятия и в общении учащихся между собой после его проведения. Поэтому в учебно-воспитательном процессе музыкальных училищ и колледжей, наряду с традиционными, целесообразно использовать новые формы для освоения информационно-содержательного материала. Это могут быть профессионально ориентированные ролевые и деловые игры и упражнения, дидактические спектакли, педагогические этюды, занятия педагогического и художественного мастерства, которые совмещают мыслительную деятельность с творческой.
Реализация учебно-воспитательной работы в этом направлении требует нестандартных подходов и поиска новых форм организации внеаудиторной деятельности. Это проведение творческих фестивалей и конкурсов с использованием произведений различных видов искусства, организация творческих встреч, составление концертных программ, подготовка и проведение концертных выступлений.
Важной и необходимой частью формирования профессионально-творческих способностей будущих специалистов является практика общения с художественными ценностями и обучение художественному творчеству в различных его видах. В результате непосредственного общения с произведениями искусства формируется художественный вкус, развиваются творческие потребности, активизируется деятельность, расширяются горизонты познания и художественного восприятия.
В развитии профессионально-творческих способностей учащихся важное значение имеют контакты с творческими организациями, центрами молодёжного творчества, театрально-художественными, музыкальными коллективами. Такая творческая деятельность и сотрудничество позволят обогатить профессиональные знания, приобрести умения и навыки, способствующие развитию творческого опыта.
Необходимым условием высокой результативности труда преподавателя является деятельность, требующая от него творческого отношения ко всем видам педагогической практики. От того, насколько творческим будетпреподаватель, как станет осуществлять свою профессиональную деятельность, способен ли выполнять требования современного профессионального образования, во многом зависит музыкально-эстетическое развитие будущих специалистов. Учитель, который творчески организует учебно-воспитательный процесс и управляет им на основах гуманности и добра, где каждый учащийся чувствует себя свободно и комфортно, имеет необходимые условия для развития и реализации задатков и творческих способностей обучаемых.
В процессе обучения музыкантов формирование их профессионально-творческих способностей, исполнительского уровня в наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-эстетической деятельности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм. Музыкально-исполнительская деятельность предполагает также волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по мере необходимости. В процессе практической музыкальной деятельности формируется индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки. Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности.
Один из важнейших элементов в формировании музыканта- исполнителя – сценический опыт. Этому вопросу в СУЗах уделяется большое внимание. Публичные выступления предусмотрены учебными планами музыкальных училищ и колледжей. Рассмотрим специфику подготовки и особенности концертно-исполнительской деятельности будущих музыкантов. К публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, поэтому каждый учащийся участвует в подобного рода мероприятиях во время академических концертов, экзаменов, зачетов, кафедральных прослушиваний, фестивалей, конкурсов и др. Такие выступления несомненно приносят пользу, так как выполняют не только познавательную, но и воспитательную функцию. Они пробуждают у учащихся интеллектуальную, волевую и эмоциональную энергию, дух соревновательности, формируют характер и ряд жизненно важных качеств. Психологическая подготовка не всегда позволяет исполнителю успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. Отсутствие у подавляющего большинства учащихся знаний о способах и приемах подготовки к публичным выступлениям препятствует планомерному развитию их профессионального мастерства и успешной творческой реализации в исполнительском искусстве. Зачастую выступления перед аудиторией становятся настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, не говоря уже о воспитанниках СУЗов, действия которых прослеживаются и оцениваются другими людьми. Психологическое состояние исполнителя, восприятие им жизненных явлений, искусства, понимание музыкальных произведений, творческие представления и переживания – наиболее труднодоступный уголок внутреннего мира артистической личности. В этой связи для начинающего артиста необходимо овладеть механизмами саморегуляции и самоконтроля, исполнительской волей, что в свою очередь является основой сценической культуры. Самореализация учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академических рамок (концерты класса, кафедральные концерты, тематические музыкальные вечера, просветительские концерты в школах, музеях) повышает результативность учебно-воспитательной деятельности. Многое в таких мероприятиях привлекает: торжественная форма проведения, праздничная атмосфера, дополнительная возможность для учащихся выступить в открытом концерте, сыграть репертуар, который в официальных выступлениях в силу разных причин не всегда можно исполнить, наконец, повышение дисциплины и ответственности самих участников. Музицирование в разного рода ансамблях также приносит ощутимые плоды в музыкальном развитии учащихся. Совместное музицирование представляется им процессом более творческим, чем индивидуальная работа над текущим учебным репертуаром. Специальная направленность таких выступлений является благодатной почвой развития у учащихся необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально- эстетической культуры. Коллективное творчество на подобных концертах снимает с учащихся напряжение и страх за неправильно сделанное действие, способствует проявлению творческого потенциала участников в совместной деятельности. Учащиеся разделяют ответственность и подчиняют свои желания общим интересам, создавая атмосферу интеллектуального и творческого сотрудничества.
Широкое распространение получила форма концертов, сопровождаемых беседами самих исполнителей. Для учащихся СУЗов польза концертов-бесед неоспорима. Такого рода мероприятия проходят особенно оживленно, в атмосфере радостного эмоционального подъема. Концерты-беседы позволяют учащимся пополнить и обобщить свои знания, стимулируют фантазию, воображение, не дают замкнуться в области профессиональной «технологии». Словесные пояснения несут познавательную функцию и служат эмоциональной подготовкой к восприятию. Они способны вызвать более живой отклик у публики на исполняемые произведения. Такая форма пропаганды музыки способствует лучшему ее пониманию, развивая эстетическое чувство, оказывая серьезную помощь в осуществлении комплексных задач идейно-нравственного, эстетического воспитания и профессионального обучения.
Для эффективного развития творческих способностей учащихся и формирования их музыкально-эстетической культуры концерты должны соответствовать следующим дидактическим требованиям:
– содержательность музыкального материала, его эмоциональность, разнообразие;
– целенаправленный подбор музыкального материала в зависимости от целей музыкально-эстетического воспитания;
– сочетание коллективного и индивидуального исполнения;
– неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, владеющего основами сценического мастерства. Именно исполнитель дает жизнь произведению, отсюда – ответственность его перед автором, перед слушателями, обязывающая глубоко постигать значительность вложенных в данное сочинение идей и уметь передать тематическое содержание, круг образов, черты стиля произведения в собственной творческой интерпретации. Тонкость восприятия, отточенность и чистота вкуса, глубина понимания, совершенство художественного целого делают произведение искусства прекрасным, раскрывая заключенные в нем художественные ценности. Овладевая музыкальным искусством, исполнитель совершенствует свой внутренний мир, поэтому все, что он делает на сцене должно быть убедительным и совершенным. Исполнитель должен верить в замысел композитора, быть глубоко убежденным в своих намерениях – только тогда публика сможет воспринимать эстетику музыкального произведения.
Таким образом, концертно-исполнительская деятельность является органичной частью системы музыкально-эстетического воспитания, формирования профессионально-творческих способностей учащихся, стимулом для дальнейших интенсивных занятий музыкой. Заинтересованное отношение учащихся к музыкальному искусству в процессе концертно-исполнительской деятельности обогащает их музыкально-творческие способности, формирует навыки восприятия музыки и оценки ее в художественном аспекте, что несомненно является важным средством формирования музыкально-эстетической культуры будущих специалистов.
|