В Республике Беларусь реализован Комплексный прогноз развития отрасли образования на период до 2010 года. В данном периоде в Беларуси более отчетливыми стали контуры новой модели образования. Она соотнесена с мировыми тенденциями, с помощью ее в перспективе можно будет решать задачи по формированию целостной личности с высокими нравственными идеалами и творческими способностями [1, с.136 – 137].
Кроме того, параметры будущих социальных заказов необходимо предусматривать уже сегодня, исследуя возможные подходы к вариантам прогнозирования и планирования требуемого контингента специалистов. Сутью такого планирования должно стать планирование предложений [1, с.140].
Организационные, социально-культурные, экономические факторы и педагогические условия решения проблем качества подготавливаемых кадров, повышение уровня их компетентности определяются также в предпрогнозный период. Это:
- создание гибкой двухступенчатой системы высшего образования, отличающейся доступностью и привлекательностью в региональном и международном масштабах;
- поиск новых организационных структур в образовании на основе функциональной интеграции и налаживания горизонтальных и вертикальных связей;
- сокращение подготовки кадров по традиционным специальностям с одновременной организацией ее по новым направлениям и специальностям;
- перестройка содержания, методов обучения с ориентацией на фундаментализацию и практическую направленность отраслевых знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования;
- переориентация системы повышения квалификации и переподготовки кадров с краткосрочной курсовой формы организации на стационарную форму в учебных заведениях, развертывание массовой переподготовки трудовых ресурсов для работы в новых условиях;
- роль системы повышения квалификации и переподготовки кадров в совершенствовании содержания вузовского образования.
Рассматривая подготовку специалистов в тесной связи и взаимозависимости с развитием отрасли, необходимо отметить особую роль повышения квалификации и переподготовки кадров. Процесс поступательного социально-культурного развития Республики Беларусь обусловил потребность в кадрах специалистов по новым направлениям для обеспечения развития отрасли и выдвинул на повестку дня в качестве первоочередной задачи целенаправленное повышение их квалификации. Для грамотного решения первоочередных задач требуется пополнить знания и опыт вчерашних выпускников умением оперативно и качественно внедрять в практику достижения современной науки.
Учитывая тот факт, что система повышения квалификации и переподготовки кадров находится ближе всего к организациям и учреждениям в отрасли и отражает их текущие потребности в нужных специалистах, анализ направлений подготовки и контингент слушателей этой системы представляет особый интерес в качестве одного из возможных подходов к прогнозированию новых направлений подготовки выпускников.
Существующие направления и контингент обучаемых системы повышения квалификации и переподготовки кадров несут в себе информацию прогностического характера не только о росте потребности в специалистах новых направлений, но и в другом важном аспекте, своевременно информируя о перепроизводстве или о неудовлетворительном состоянии в подготовке кадров того или иного направления [2, Ст. 42, 43].
Среди основных концептуальных положений менеджмента в сфере образования, которые могут послужить методологической базой выполнения реформ в данной области, следует отметить ориентацию образования на структуру социального заказа в контексте с действующей парадигмой и соответствующую модель специалиста XXI века; на осуществление диверсификации и дифференциации образовательных услуг; в воспитании – на совокупность новых воспитательно-образовательных технологий, построенных на принципах толерантности и ненасилия, поддержки в культурном диалоге, системно-ситуационном подходе и т.д.
Причём, достижение основной идеи по подготовке интеллектуальной элиты в отрасли, возможно при условии согласованности всех структурных изменений, как в масштабах учебного заведения, так и в масштабах отрасли с ориентацией на основной критерий – качество образовательных услуг и инновационность в деятельности.
Результативность реформ в высшей школе сферы культуры, как и во всей национальной экономике, в первую очередь будет зависеть от интеллектуального потенциала управленца в сфере культуры и образования, от качества его подготовки, которое должно обеспечиваться соответствующим содержанием образования и современными образовательно-воспитательными технологиями.
Управленческая деятельность в вузе культуры является как раз тем системообразующим фактором, который обеспечивает его функционирование и развитие. От готовности и компетентности руководителя в осуществлении необходимых изменений на уровне учебного заведения или всей системы непрерывного образования в сфере культуры, по сути, зависит судьба не только вуза, но и всей отрасли.
Результаты статистического анализа развития подготовки специалистов в области отраслевого менеджмента в Республике Беларусь свидетельствуют об устойчивой положительной динамике востребованности данных специалистов рынком труда (с 1992 года контингенты студентов в республике выросли в 4 раза). В области образовательного менеджмента подготовка специалистов в высшей школе республики отсутствует. Практически только Республиканский институт высшей школы системой краткосрочных курсов повышения квалификации и перепоготовки осуществляет подготовку слушателей в области управления высшей школы.
Модель подготовки специалиста по соответствующей специальности целесообразно строить на методологии деятельностного подхода, что позволит обеспечить соответствующее качество образования.
Структурно-функциональный анализ содержания деятельности менеджера высшей школы, предложенный в работах таких исследователей, как А.П. Егоршина, В.А. Кручинина, Н.М. Берулавы и др. определяется разным набором функций в зависимости от уровня обобщения решаемых задач в деятельности (от шести до двадцати пяти).
Процесс формирования и реализации социального заказа общества на подготовку специалистов в сфере культуры является достаточно сложным и противоречивым на данный момент. Изменение характера разделения труда в национальной экономике и формирование новых сценариев взаимодействия определяют вялость и инфантильность связей в звене “вуз – сфера деятельности специалиста”. В связи с этим не все высшие учебные заведения в отрасли сегодня имеют четкое представление в области стандарта будущего рабочего места своего потенциального выпускника, то есть социальный заказ на новое поколение специалистов должен быть четко оформлен в части государственной потребности. Что касается личных устремлений каждого человека, то данный фрагмент структуры социального заказа целесообразно проработать не только в конкретной номенклатуре образовательных услуг в системе непрерывного образования, но и в обеспеченности данной номенклатуры соответствующей образовательной инфраструктурой. Представляется, что это дело не одного десятилетия.
До сегодняшнего дня представляют собой проблему отсутствие адекватных методик отражения трансформационных процессов общества в содержание учебно-программной документации и недостаточная разработка идеологических основ содержания вузовского образования. Следовательно, при разработке содержания подготовки целесообразно учитывать проблематику по основам идеологии белорусского государства, правовому обеспечению высшей школы, основам рыночной экономики.
Сегодня становится очевидным, что инвестиции в интеллектуальный потенциал отрасли являются точками роста национальной экономики. Поэтому, в процессе встраивания высшей школы сферы культуры и искусств в социально-экономическую модель региона, ориентированную на рынок, необходима разработка наиболее эффективных показателей её функционирования с целью обеспечения соответствующего результата. В связи с этим необходима разработка показателей функционирования высшей школы сферы культуры в новых условиях, которые должны отражать реальную ситуацию ее развития в своей стране, а также роль и место в международном образовательном пространстве.
Основным инструментом повышения эффективности обучения следует признать современные технологии. Однако педагогическая ценность их заключается в изменении структуры коммуникативных процессов обучения. Необходимо отметить, что информационные технологии являются сегодня наиболее перспективным направлением развития инновационной педагогики. Рассмотрение данной технологии с позиции новой парадигмы содержит идею об управлении самообразованием как способом реконструкции конкретной образовательной системы, что в свою очередь требует разработки и введения новых принципов организации учебного процесса.
На данном этапе осуществляется разработка аспектов технологий непрерывного образования, связанных с признанием результатов учебной деятельности студентов, а также наиболее полном учетом опыта каждого человека в рамках дополнительного, в том числе транснационального обучения. Основу их должны составлять максимальное предоставление необходимой информации и прозрачность процедур зачисления, обучения и оценки результатов. В рамках Болонского процесса данные технологии позволяют решать проблемы совместимости учебных программ, обеспечения мобильности студентов, оценивания качества полученного образования, а также его академического признания [3, с. 46].
Практическая реализация данных подходов связана с разработкой и адаптацией действующих рейтинговых технологий оценки знаний (студентов в вузе, деятельности вуза, системы образования) к системе непрерывного образования в сфере культуры и искусств, в контексте с гуманистической парадигмой.
Таким образом, исходным материалом для прогнозирования содержательных и процессуальных аспектов подготовки выпускников учебных заведений по новым cпециальностям смогут послужить перспективы развития сферы культуры и искусств, формируя социальный заказ на подготовку кадров в системе непрерывного образования.
|