Науке известно около 5 тысяч религий. Появившись на заре человеческой истории, религия и сегодня выступает как неотъемлемая часть современного мира. Религия является носительницей духовных и нравственных ценностей, одной из составляющих культуры как единого целого. Религиозно-философские и литературные произведения, величественные храмы и статуи, иконы и фрески, многочисленные церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества.
Центральным понятием истории религии является термин религия.
Религия – производное от латинского слова religio. Римский философ Цицерон (106 – 43 г. до н. э.) выводил данный термин от глагола relegere – «идти назад, возвращаться, размышлять» и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов. Христианский писатель Лактанций (ок. 250 – после 325 г.) в свою очередь полагал, что данный термин производное от глагола relegare «связывать», и применительно к религии означает связывание, узы, соединяющие человека с Богом в служение ему. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре.
В неевропейских культурах совокупность явлений, которые отвечают по смыслу слову «религия», передаётся иным понятием. В санскрите это термин «дхарма» – означает учение, добродетель, долг, справедливость, истина, порядок, мироздание. В исламе используется понятие «дин» – безусловное подчинение Аллаху и его безграничной власти, придание себя Богу, добросовестное выполнение основных предписаний.
В богатом терминологическом арсенале китайской культуры эквивалент латинскому слову religio отсутствует. В качестве наиболее близкого аналога ему выступает цзяо («учение»), которое образует в китайском языке вторую составляющую часть слов, обозначающих религию вообще и её различные виды: синь цзяо (религия), фо цзяо (буддизм), дао цзяо (даосизм), кун цзяо (конфуцианство), цзиду цзяо (христианство), цинчжэнь цзяо (ислам).
В старославянском языке употреблялись слова «вера» и «верованье», а слово «религия» постепенно вошло в употребление с начала XVIII в.
В современной научной литературе можно встретить несколько вариантов перевода данного латинского слова: 1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи.
Ныне насчитывается более 250 определений религии. Простейшее определение религии, исходя из этимологии слова, дал отец церкви Лактанций: «Религия – это связь с Богом посредством благочестия». Корнелис Тиле, один из основоположников современного религиоведения, под религией понимал «все те явления, которые от других (этических, эстетических, политических и им подобных) отличаются именно как религиозные, т.е. всё то, в чём человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу и что он делает, чтобы поддерживать свою связь с ней. […] Религия – это явление психологическое, историческое и социальное, и философия религии, понимаемая как наука о религии, является просто учением о человеке как религиозном существе». Признанный лидер английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии Эдуард Тайлор считал, что «целесообразнее всего будет просто принять за определение минимума религии верование в духовных существ». Французский социолог Эмиль Дюркгейм определял религию как «единую систему верований и действий, относящихся к священным, т.е. к отдельным, запрещённым вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен». Философский энциклопедический словарь (М, 1989) определяет религию как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или несколько) богов, «священного», т.е. такого начала, которое находится за чертой « естественного», недоступного пониманию человека».
В самой общей форме можно сказать, что религия есть одна из сфер духовной жизни общества, способ интуитивного постижения мира, один из элементов культуры, включающий специфическое мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное.
Элементы и структура религии. Как видно из определения, религия содержит в себе по меньшей мере четыре основные элемента: религиозное сознание (интегративный компонентом которого является вера), религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации.
Религиозному сознанию присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, символичность, аллегоричность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование посредством языка религии.
Основу религии, без которой она не возможна, составляет вера. Вера как особое психологическое состояние функционирует в различных областях духовной и практической деятельности: в искусстве, политике, социальных науках и т.д.
И.Н.Яблоков, доктор философских наук, характеризует религиозную веру как: 1) веру в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом гипостазирования (от ипостась; наделение самостоятельным бытием отдельных свойств, сторон предмета, психических феноменов, понятий и образов сознания); 2) веру в возможность общения с гипостазированными существами, воздействовать на них и получать от них помощь; 3) вера в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов; 4) вера в действительное свершение описанных в религиозных текстах событий, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; 5) вера в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, архатов, гуру, бодхисаттв, церковных иерархов и служителей культа. Благодаря этой вере определённые персоны, предметы, действия, слова и писания наделяются религиозным смыслом и значением, а носители этих значений образуют своеобразную среду формирования и функционирования соответствующего религиозного сознания.
Религиозное сознание имеет два уровня: обыденное, доступное каждому религиозному человеку, и концептуализированное (религиозная философия, теология, вероучение), разрабатываемое профессионалами.
Систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинами, которые не подлежат критике, называется вероучением. В мировых религиях вероучение содержится в Священных книгах, например для христиан это Библия, для адептов ислама – это Коран. Священное Писание по своей сути считается Откровением, с которым Бог обратился к людям, в истинность которого лишь нужно верить.
Религиозная деятельность носит разноплановый характер. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ – система (упорядоченная совокупность) определённых, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается со сверхъестественными силами. Разновидностями культа являются ритуальные пляски, заклинания духов, обряды, проповедь, молитва, богослужение, праздники, посты, паломничества.
Культ в религии имеет двоякое значение. С одной стороны, посредством культа словно устанавливается и поддерживается обратная связь между миром естественными (земным, человеческим) и миром сверхъестественным (небесным, божественным). От такой связи человек ожидает прежде всего участия и помощи сверхъестественных сил в своей судьбе и судьбе других людей. С другой стороны, система культовых действий во всей её сложности и разветвлённости постоянно поддерживает религиозные чувства верующих и их веру, являясь тем самым внешним выражением этой веры.
Внекультовая религиозная деятельность включает в себя разработку религиозных идей, систематизацию и интерпретацию догматов, сочинение богословских произведений, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, управленческую деятельность в системе религиозных институтов, пропаганду религиозных взглядов через средства массовой информации.
В религиозной сфере общества складываются определённые религиозные отношения. Они определяются религиозным сознанием, реализуются и осуществляются посредством религиозной деятельности. Носителями религиозных отношений выступают отдельная семья, этнос, сословие, класс, государство со своими подданными. Значительную роль в сохранении и воспроизведении религиозных отношений играли те или иные социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, например, варна брахманов в древнеиндийском обществе и т.д.
Религиозные отношения носят как характер солидарности, терпимости, так и характер конкуренции, конфликта, борьбы, влекущей за собой религиозные войны.
Для упорядочения религиозной деятельности и отношений создаются религиозные институты и организации. Религиозная организация – это оформленное объединение последователей одной религии, возникшее на основе общности верований и обрядов. Среди религиозных организаций выделяют: религиозную группу, религиозную общину, церковь, деноменацию, секту.
Функции религии. Тот факт, что религия существует в течении значительной части истории человеческого общества, безусловно, доказывает её большое значение для людей и ставит вопрос о функциях, которые выполняет религия. Наиболее характерными являются: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, легитимирующая, культуро-транслирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря заданным той или иной религиозной системой критериям и идеалам (своего рода «лекалами»»), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир и обеспечивается смыслополагание.
В то же время для каждого отдельного человека религия выполняет также компенсаторную функцию. Человек, принадлежащий к той или иной конфессии, имеет свой определённый взгляд на мир и окружающую действительность, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено, где страдания и радость, несправедливость и справедливость, жизнь и смерть в конечном итоге имеют своё объяснение и значение. Всё это даёт верующему надежду на то, что все его страдания или, напротив, заслуги будут в конечном итоге компенсированы/вознаграждены посмертным воздаянием.
Регулятивная функция религии заключается в том, что с помощью определённых идей, ценностей, установок, стереотипов и традиций строятся отношения людей в исторически определённом типе общества. Выполнение регулятивной функции становится возможным в той мере, в какой она одновременно создаёт общезначимые мораль и право, контролирует их соблюдение и устанавливает в связи с этим разветвлённую систему поощрений и наказаний.
Легитимирующая функция религии состоит из обоснования, освящения, придания законного характера определённому типу общественного порядка и государства. Общество обращается к авторитету религии, чтобы сделать свои требования значимыми для всех членов, передавать от одного поколения к другому те правила и нормы, которые оно предъявляет каждому отдельному человеку как общественному, социальному существу. Простейшим примером религиозной легитимизации может служить хорошо известная формула признания верховенства королевской власти – «Милостью Божьей!».
Исторические типы религии. Многообразие религиозных верований ставит вопрос об упорядочении и типологизации религиозных феноменов, независимо от времени и места их существования. Для систематизации этого многообразия выделяют типы религий. Типы отражают общие для некоторых религий признаки, что позволяет объединять религии в соответствующие группы.
Разделение религий на мёртвые и живые (современные) опирается на историю. Мёртвые религии – это те, что когда-то существовали, но со временем исчезли. Некоторые оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов. Живые религии – это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определённых групп людей.
Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на генетический принцип (принцип происхождения). Под естественными религиями имеются в виду те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, а верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. К естественным религиям относят первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм и индуизм.
Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактором сверхъестественного откровения, или озарения. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам.
Выделяют также родоплеменные, национально-государственные религии и мировые религии.
Родоплеменные религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. Они стихийно вырастали из общественных условий жизни рода и племени, срастались с этими историко-стадиальными типами этносов и сакрализовывали их. Для этих религий характерен культ племенного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целостность группы. Здесь складывается система возрастных инициаций. Широко распространены также фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из анимистического комплекса мог выделиться образ одного духа, как правило, покровителя инициаций, которые приобретал черты племенного бога. Племенные боги выражали сплочённость людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой правили другие боги.
В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америки и выражают архаические общественные структуры.
Национально-государственные религии связаны с существованием той или иной нации или народности. Они ассимилировали известные историко-культурные пласты родоплеменных религий, но в отличие от последних складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционно сложившихся формах (вплоть до организации приёма пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, которая затрудняла или делала невозможным общение с иноверцами, строгая система религиозных предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных комплексов. Из ныне существующих религий к этому типу относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм.
К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Данные религии не ограничиваются ни этническими группами, ни территорией, но могут охватывать – если не в действительности, то по крайней мере в идеале – любую территорию и любого человека. Они существуют в различных политических, общественных и экономических системах. В их становлении большую роль играли основатель или группа основателей, которые чувствовали потребность в новой религии и понимали религиозные требования масс.
Выделяют также нетрадиционные религии, которые появились в большом количестве в последнее время, генетически происходят от какой-либо национально-государственной религии или мировой религии, но уже не связывают себя с ней, претендуя на собственную уникальность и универсальность.
Характеристика типов религий может быть осуществлена и по другому основанию – с учётом центральных представлений и понятий.
Политеизм – религиозное представление о существовании нескольких или многих богов.
Генотеизм – признание существования множества богов, но почитание одного из них.
Монотеизм – представление о существовании единого Бога. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам.
КРАТКИЕ ИТОГИ
1. Религия – феномен духовной жизни человека, неотъемлемая часть человеческой культуры.
2. Религия является естественным, необходимым компонентом жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Верующим религия предлагает определённый смысл их существования. Религия обосновывает морально-ценностные основы общества и освещает своим авторитетом систему государственной власти.
3. Религия невозможна без веры. В обществе религия функционирует в виде особого рода организаций – общины, церкви, секты.
4. Из множества возможных критериев классификации религии чаще всего используют деление религий на родоплеменные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные.
|