Обучение игре на клавишном синтезаторе

Одной из задач, указанных в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, является оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ [2]. Актуальность проблемы воспитания информационной компетентности школьников подтверждается интенсивным внедрением специально оснащенных музыкальных компьютеров и электронных музыкальных инструментов в образовательный процесс детских школ искусств.  

Популярным музыкальным инструментом нового формата в сфере дополнительного образования за последние десять лет становится клавишный синтезатор. Наиболее активной группой его пользователей являются учащиеся подросткового возраста. Это связано с тем, что освоение электронного музыкального инструмента, с одной стороны, способствует самоутверждению и самовыражению подростка как личности, способной к творчеству и самостоятельной продуктивной деятельности. С другой стороны, школьников привлекают разнообразные функциональные возможности синтезатора.  

Технические характеристики модельного ряда цифровых музыкальных инструментов постоянно обновляются и совершенствуются фирмами-производителями. Конфигурация любой модели электронного инструмента со временем утрачивает свою актуальность. В этой связи для подростка, осваивающего игру на синтезаторе, чрезвычайно важно владение информационной компетентностью, позволяющей эффективно управлять звуковыми ресурсами различных моделей электронных инструментов и создавать с их помощью оригинальные музыкальные композиции.  

Психологические особенности подростка являются наиболее благоприятными для освоения и использования компьютерных технологий в учебном процессе [3]. В младшем подростковом возрасте происходит интенсификация основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, при этом во всех этих процессах происходят качественные и количественные изменения, которые позволят подросткам решать различные интеллектуальные и художественно-творческие задачи быстрее и эффективнее, чем младшему школьнику. У подростка складываются новые уровни саморегуляции: умение переходить от одного этапа учебной работы к другому; умение использовать результаты одной работы как средство выполнения другой [1, с.54].  

Необходимость воспитания информационной компетентности младших подростков в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе, с одной стороны, обусловлена продвижением в образовательный процесс учреждений дополнительного образования современных моделей электронных инструментов и интенсивным развитием, на этой основе, электронного музыкального творчества среди детей и юношества. С другой стороны, клавишный синтезатор является компьютеризированным музыкальным инструментом, что требует от младших подростков соответствующей компетентности для эффективного осуществления различных видов деятельности.  

Основываясь на исследованиях информационной компетентности в научной литературе, нами обосновано определение этого понятия для школьника, обучающегося по классу клавишного синтезатора. Информационная компетентность заключается в готовности и способности к оперированию, сохранению и представлению информации, содержащейся в программном обеспечении электронного музыкального инструмента для выполненифя различных видов музыкально-творческой деятельности.  

Результаты проведенного исследования показали, что возрастные особенности психических процессов младших подростков, с одной стороны, способствуют эффективному выполнению традиционных видов музыкальной деятельности (чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, импровизация и сочинение музыки), с другой стороны, специфических, связанных с особенностями электронного инструмента (создание электронной аранжировки музыкального произведения, работа над звукорежиссерскими составляющими, синтезирование новых тембров и др.). 
Обращение подростков к разнообразным видам музыкально-творческой деятельности на занятиях в классе клавишного синтезатора способствует формированию информационной компетентности, поскольку фокусирует внимание не только на важнейших аспектах музыкальной содержательности, но и на многообразных функциональных возможностях компьютеризированного музыкального инструмента.  

Категория: Культура | Добавил: lipnishki (12.05.2018)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar