Несмотря на то, то уже более столетия народное декоративно-прикладное искусство изучают этнографы и искусствоведы и принадлежность его к искусству признана, иногда всё же возникает ряд вопросов. По каким признакам мы будем судить о вещи как о произведении искусства? Как мы можем разграничить хорошо выполненную в ремесленном отношении вещь и произведение искусства? И как мы отличим историческую, этнографическую ценность вещи от художественной ценности?
Основу сомнений в этом случае составляют утилитарность декоративно-прикладного искусства и большая доля ремесленного труда в нем.
Что касается утилитарности, то все виды искусства, как в довидовый его период, так и много позже, выполняли какие-либо функции, ритуального либо практического характера. И до сих пор выделение видов искусства в отдельную, исключительно художественную сферу деятельности человека не произошло. Как пишет об этом искусствовед М.С.Каган «… исторический процесс отделения художественного творчества от всех форм нехудожественной деятельности людей не привёл к образованию некоего замкнутого в собственных границах мира искусства, поэтическая субстанция которого была бы жестко и глухо отгорожена от прозаического «внешнего мира» утилитарной практики» [1, c.204].
Ремесленная же составляющая лежит в основе любого вида искусства и причисление работы мастера, будь то живописец, график, музыкант и т.д., к произведению искусства происходит только в том случае, если на основе ремесленной составляющей творчества создан образ, выражающий оригинальную авторскую идею.
Для произведения декоративно-прикладного искусства характерно предельно широкое обобщение; в таких произведениях находит выражение не типическая жизненная ситуация, а обобщенный образ духа эпохи, её ментальности. Как написал об этом исследователь народного искусства А.Б.Салтыков, «понятие образа в живописи связывается с представлением о типичном, выраженном в конкретном и неповторимо-индивидуальном, тогда как для прикладного искусства характерны ритмическая повторность одного и того же изображения, большая обобщённость и условность» [2, c.60].
Для гончарства основными средствами создания образа являются архитектоника, пропорции, силуэт, композиция, ритм, фактура и текстура поверхности, орнаментальный и изобразительный декор, цветовые отношения. Такие выразительные средства начали формироваться ещё в первобытность под постоянным воздействием явлений природы, форм, ритмов и фактуры предметов неживой природы. Опыт повседневных наблюдений подсказывал, какие именно отношения объёмов, форм, красок в природе вызывают ту или иную эмоцию. Именно поэтому, созданные народными мастерами вещи столь просты и целесообразны в использовании, в них так удачно выявляются характерные качества материала [3, c.61 – 68].
Классическая городнянская керамика – это белая неглазурованная с росписью красным ангобом посуда бытового назначения. Несмотря на это можно говорить о высоких художественных достоинствах гончарства Городной и в первую очередь необходимо обратить внимание на форму и декор изделий.
Для сосудов Городной характерны шарообразные крупные формы. Основную часть в пропорциях городнянской керамики занимает тулово. Маленькие по сравнению с объёмом тулова детали изделия либо стремятся продолжить форму (шейка, ручки), либо выступают как контрастная форма, обрамляющая тулово (ножка и венчик) и своим отличием по форме дополнительно подчёркивают округлость изделия.
В качестве декора в гончарстве Городной использовали орнамент из простых геометрических элементов: точек, косых штрихов, каплевидных мазков, прямых и волнистых линий различной толщины. Техника росписи ангобом и простые геометрические элементы орнамента наиболее соответствуют точению на гончарном круге, его ритмическим движениям.
Орнамент не только подчёркивает художественные достоинства и форму предмета, но и раскрывает его тектоническую суть. Для гончарства Городной, как и для всей белорусской керамики, характерно нанесение декора на поверхность посуды в соответствии с членением формы. Для Городной характерно размещение декора на плечиках и венчике сосуда, шейку и нижнюю часть тулова оставляли белой. Примечательно, что не все типы сосудов в Городной украшали росписью. Так, если исходить из имеющихся материальных источников, обычно не расписывали баньки и слои, крайне редко можно встретить расписанные макотры, не всегда декорировали миски и поляки.
Большой интерес представляет декор на закрытых формах городнянского гончарства (гляки, збаны, поляки, гладыши). Обычно, анализируя орнамент на таких сосудах, изделия рассматривали фронтально и, следовательно, роспись рассматривали как орнаментальную полосу. На наш взгляд, благодаря технической специфике, уместно рассматривать такой орнамент как круговой. Создавая декор, гончар видит сосуд сверху и, следовательно, рассматривает орнамент как орнамент в круге, где центр задан осью вращения, а все элементы строятся вокруг венчика и шейки. Такое рассмотрение позволяет увидеть многие художественные качества орнамента в его связи с формой сосуда. Первое, что следует отметить – это необычайный динамизм этого декора. Круг – форма подвижная, а если мы видим орнамент, основанный на сочетании вписанных одна в другую окружностей различной толщины и диаметра, это усиливает ощущение динамики, зрительно воспроизводит движение гончарного круга. Следующее, на что необходимо обратить внимание – это то, с каким мастерством гончары Городной использовали в своей росписи ритм. Фактически, все орнаменты состоят из 2 – 4 элементов, но их комбинация всегда разнообразна, декор всегда мастерски ложится на форму. Нельзя найти двух одинаковых орнаментов, для каждого сосуда роспись подобрана индивидуально. Ритм заключается не только в сочетании тонких и толстых линий, прямых и волнистых, но и в чередовании заполненных и пустых мест в орнаменте, крупных масс (пятен, штрихов) и незначительных, а также в направлении штриха или мазка. Если внутренний круг крупных мазков идёт по часовой стрелке, то в следующем круге элементы значительно мельче, контрастны по форме и расположены против часовой стрелки. Такой приём ещё более усиливает динамизм композиции, на что сложно обратить внимание при её фронтальном рассмотрении. Также важным выразительным средством, на котором строится орнамент в керамике Городной, является контраст. Композиция, составленная из таких простых орнаментальных элементов, оживляется, становится динамичной благодаря использованию различных видов контраста. Контраст проявляется в сопоставлении косых и прямых линий, прямых и волнистых, введения декоративных элементов различной величины и видов, чередования линий и пятен.
Цветовой контраст также играет немаловажную роль в восприятии произведения народного искусства. В Городной – это тёплый тёмный орнамент на белом фоне (тёплый цвет создаёт иллюзию приближения, на выпуклой части сосуда подчёркивая форму, делает её ещё более выпуклой).
Следует также отметить, что декор подчёркивает форму, следует за ней. На сужающихся к горлышку сосудах полоски нанесены плотнее, зрительно сужая форму, а на расширяющихся частях широкие округлые мазки подчёркивают шарообразность формы. Венчик обычно выделен более толстыми линиями, выделяющими его как отдельную конструктивную часть, дополнительно придавая ему чёткость и жёсткость.
На гладыше из коллекции музея в Раубичах можно увидеть редкий для городнянского гончарства декор на шейке. Тонкие пояски нанесены на узкое по сравнению с горлом основание шейки, которое как будто стягивается ими. Зрительно делая основание уже, а белую горловину – шире.
Разное направление мазков в двух рядах идёт вслед за изменением формы збана – широкие, стремящиеся внутрь мазки – на сужающейся части плечиков, острые, стремящиеся во вне – на расширяющейся. Часто орнамент завершается волнистой линией, которая проходит по наиболее широкой части сосуда, охватывая её, скругляя форму и смягчая завершение композиции.
Итак, художественная ценность керамики Городной заключается в гармоничных пропорциях форм бытовой посуды и органической связи орнамента с архитектоникой предмета. Характер орнамента тесно связан с технологией его нанесения; основными выразительными средствами являются линия, пятно, ритм.
|