Основные категории, которые будут затронуты в докладе, находятся на стыке нескольких областей знания – философском, педагогическом, эстетическом, а также находятся в русле процесса музыкального восприятия личности. Среди них категории личности и ее культуры, в том числе музыкальной культуры, а также особенностей ее влияния и взаимодействия с музыкальным восприятием личности. Вторая область вопросов, на которые следует искать ответы, связана с категорией музыкального восприятия, как категории, которая находится на стыке музыкальной психологии, музыкальной педагогики и музыковедения. Здесь основные пути движения научных изысканий должны быть связаны с сущностью процессамузыкального восприятия. Оговоримся – именно процесса, т.к. музыкальное восприятие сложно представить в виде статичного элемента, т.к. само искусство музыки является по сути временнны́м, т.е. разворачивающимся во временно́м пространстве (континууме). Третья группа вопросов связывается, на наш взгляд, с эстетическими особенностями музыкального восприятия и, в первую очередь, с такими его характеристиками как относительность и ограниченность. Эти сущностные характеристики музыкального восприятия личности были нами выделены в процессе собственной научной и педагогической практики. Последняя часть этой общей проблемы заключается в анализе педагогических аспектовмузыкального восприятия, и переводит исследователя в область музыкально-эстетического образования.
Одной из базовых категорий, связанных с проблематикой, затрагиваемой в статье, является категория личности. Данная категория представляется одной из центральной для философии, психологии. Под личностью в современной гуманитарной отрасли понимается человек, как представитель общества, который свободно и ответственно определяет свою позицию среди людей. А связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса эта категория становится активно используемой в педагогике, в том числе и в педагогике музыкальной. Тесно связанной с исследуемой проблемой нам представляется проблема культуры, под которой в современном научном знании понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, к самому себе и другим людям. Применительно к нашей тематике достаточно близко стоит понятиекультура личности, под которой можно понимать синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми.
Особо в русле категории культуры личности следует выделить музыкальную культуру. Музыкальная культура личности в современной педагогике музыкального искусства рассматривается как конечная цель музыкального обучения и воспитания. Такое понимание цели музыкального образования выводит на первый план проблему анализа самого понятия музыкальной культуры, которая нам представляется одной из наиболее актуальных в современной теории и практике музыкального образования. Не случайно в современных программах по музыке для общеобразовательных школ Беларуси цель музыкального образования, вслед за Д.Б. Кабалевским, определяется как воспитание музыкальной культуры личности как части её духовной культуры [3, с. 4]. Мы считаем одним из наиболее приемлемых определений музыкальной культуры личности следующее: музыкальная культура личности – это структурная часть общехудожественной культуры, ядро которой составляют два основных компонента: музыкально-эстетическое сознание и опыт практической деятельности.
Музыкально-эстетическое восприятие представляет собой одну из центральных категорий эстетического становления личности, которая является цементирующей и определяющей все стороны эстетического формирования и развития личности, творческой деятельности в области искусства. С решением этой проблемы связываются ответы на вопросы о том, как человек воспринимает прекрасное в жизни и музыкальном искусстве, может ли быть развито адекватное понимание прекрасного у всех, насколько различается восприятие и понимание одних и тех же вещей у различных людей и др.
Под восприятием музыки мы понимаем целенаправленную деятельность, которая представляется в форме слушания музыки, и направлена на развитие способности слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности. Исследование особенностей музыкального восприятия личности находится на стыке эстетики, музыкознания, психологии, педагогики и ещё ряда смежных наук. Анализ особенностей музыкального восприятия, в первую очередь его особенностей эстетических и педагогических, представляет, по нашему мнению, одну из магистральных проблем в современной теории и практике музыкального обучения и воспитания. Знание основных эстетических закономерностей музыкального восприятия и педагогических особенностей управления этим процессом позволит развивать его в наиболее продуктивной форме. В связи с этим Н.И. Лифинцева отмечает, что «Эстетическое развитие ребёнка начинается с эстетического восприятия окружающего мира…» [2, с. 25].
Особенностям и закономерностям развития музыкального восприятия личности посвящены многие работы, среди которых труды М. Анановского, В. Ли, В.В. Медушевского, Е. Назайкинского, Д.К. Кирнарской, Е. Ручьевской, В.П. Ревы и др. Особо актуальными для музыкального образования представляются теория типологии музыкального восприятия Вернон Ли (градация людей, воспринимающих музыку на «слушателей» и «слышателей»), теория реального и адекватного восприятия музыки В.В.Медушевского и др.
Среда многих аспектов, которыми характеризуется процесс музыкального восприятия личности, мы хотели бы заострить свое внимание на двух, наиболее сущностных его характеристиках, имеющих непосредственное преломление в музыкальном образовании и формировании музыкальной культуры – егоотносительности и ограниченности.
Относительность музыкально-эстетического восприятия заключается в значительной роли индивидуальной составляющей в процессе взаимодействия личности с музыкой. В этой связи, относительность восприятия музыки (относительность процесса восприятия музыкального искусства) понимается как преобладание индивидуального понимания субъектом музыкального произведения, а также развитие отношения к музыкальному материалу на основе индивидуального понимания музыки, уникальности собственного музыкального опыта. На этом положении должна основываться стратегия индивидуального подхода к музыкальному воспитанию и организации процесса музыкального восприятия в школе и в вузе. Педагог должен в первую очередь учитывать уникальный опыт ученика (студента), уровень развития его музыкального сознания, опыт (или его наличие) музыкально-творческой деятельности и т.д.
Ограниченность музыкально-эстетического восприятия заключается в невозможности личности охватить прекрасное в окружающей действительности и в музыкальном искусстве. Если говорить о восприятии музыкального искусства, то эта характеристика заключается в практической невозможности полного осознания музыкального произведения, его контекста, индивидуального опыта композитора и т.д. Так, например, Д.К. Кирнарская, рассматривая онтогенетическую эволюцию способности музыкального восприятия, указывает на стадию единичных признаков, которые «стягивают не себя целостные образ предмета» [4, с. 74]. Такая ограниченность музыкального восприятия и приверженность к единичным признакам при построении образа предмета приводит к фрагментарности восприятия, когда объекты музыкальной деятельности предстают состоящими из нескольких отрывков, между которыми связь не проявляется. В области музыкального образования это говорит о необходимости раскрытия как можно полного контекста музыкального произведения во всех его взаимосвязях – с историко-культурной ситуацией, с общей направленностью творчества композитора, с другими произведениями программы и т.д.
Последняя часть, на которой необходимо остановиться, касается педагогических аспектов музыкального восприятия личности. При обращении к этой части проблемы возникает ряд вопросов, которые, в первую очередь, направлены на возможности и необходимость управления процессом музыкального восприятия личности. Если речь идет об управлении восприятием личности, то основное внимание (в рамках рассматриваемой проблемы) необходимо уделить управлению восприятием личности (студентов), т.е. перейти в образовательную плоскость. Наиболее «болевые», на наш взгляд, аспекты, которые увязываются с педагогикой музыкального восприятия, заключаются в том, какое влияние оказывает на него педагог, насколько педагогическая установка на восприятие музыки влияет на него или ограничивает. Различные виды педагогической установки перед процессом музыкального восприятия будут способствовать большей эффективности этого процесса и раскроют различные стороны музыкального произведения. Следует подчеркнуть, что несоответствие педагогической установки может привести к фрагментарности музыкального восприятия (т.е. ещё больше усугубить егоограниченность), пропускам важных моментов и его поверхностности.
Нами было проведено исследование музыкального восприятия студентов 1-2 курса психолого-педагогического факультета (сентябрь-ноябрь 2011 г.). На нынешнем этапе эксперимента можно сделать некоторые выводы.
1. Крайне низкий уровень знаний в области истории музыкального искусства (ни один из студентов специальностей «Начальное образование. Социальная педагогика» и «Начальное образование. Иностранный язык» не смог назвать ни одного из предложенных произведений; студенты специальности «Начальное образование. Музыкальное искусство» только один раз смогли назвать композитора предложенного музыкального произведения).
2. Прямая зависимость глубины музыкального восприятия студентов от педагогической установки. Согласно результатам нашего исследования, наиболее продуктивное восприятие музыки было отмечено при условии развернутой педагогической установки, а также при условии полного музыкального и эстетического анализа художественного произведения.
Таким образом, в заключении отметим, что анализ того влияния, которое оказывает музыка на развитие и становление личности, говорит о необходимости формирования музыкальной культуры подрастающего поколения. В структуре музыкальной культуры личности особое место отводится восприятию музыкального искусства как активной творческой и психической деятельности человека. Однако свою положительную роль музыкальное произведение сможет оказать лишь при условии осознания основных его характеристик и такой организации педагогической деятельности, которая будет способствовать развитию его адекватной (в понимании В.В. Медушевского) формы.
|