Музыкальное воспитание в семье
Музыкальное воспитание в семье необходимо рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для гуманной адаптации индивидов в музыкальной среде. Современное общество актуализирует задачу создания и реализации социальных условий для развития подрастающего поколения. Одним из условий является музыкальное воспитание как естественный процесс музыкальной социализации ребенка в семье.
Семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура. Однако в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и школьного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления [1]. Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Известны слова Г.Нейгауза «хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей [2].
В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.
В Китае считается, что когда в семье отец и сыновья, старшие и младшие братья слушают музыку вместе, не нарушаются согласие и родственная любовь, устанавливается гармония; поскольку соединяются инструменты, чтобы украсить песню, и согласуются темп и ритм, чтобы сделать совершенной красоту музыкального произведения. Таким образом устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между всеми народами. Так в Древнем Китае понимали значение музыки [3].
Музыкальное воспитание стало неотъелемой частью общеобразовательной школы Китая. Оно выросло на основе зарубежного опыта и продолжает развиваться в контакте с ним. Вместе с тем в основу системы музыкального воспитания изначально заложены национальные элементы. В настоящее время претворение национальных традиций в музыкальном воспитании выражается в доминировании народной песни в учебном материале. Через пение народных песен прививается детям любовь к прошлому, сохраняя традиции и сплачивая семью. Музыкальный фольклор является одним из доступных направлений музыкального искусства. Общаясь со своими детьми, родители должны помнить об огромной силе эмоционального воздействия музыки на личность ребенка.
Музыкальное воспитание и обучение в китайской истории всегда было связано с моралью, красотой и добром. С древних времен музыка в Китае рассматривается как средство, способствующее тому, чтобы человек вел добродетельную жизнь, владел собой и совершенствовал свое поведение. Музыка рассматривалась как эффективнейшее средство воздействия на человека, способствующая установлению социальной гармонии в обществе.
Древнекитайский мыслитель Конфуций высоко оценивал воспитательную роль музыки, ее влияние на формы и методы управления государством. Являясь выражением норм поведения, музыка должна была быть направлена на укрепление власти, служить воплощением идей подчинения низших высшим. Для Конфуция музыка – универсальное и надежное условие для достижения социальной гармонии. Конфуций строго регламентировал музыку, запрещал, как и древнегреческий философ Платон, музыкальное сочинение, преследовавшее иную цель, кроме воспитания нравственности; называл подобную музыку «распущенной», ведущей к разврату и роскоши. Музыка призвана формировать нужный государству эмоциональный фон у жителей страны. Считалось, что фальшивая музыка, расстроенные звуки нарушают норму поведения людей и приводят государство к гибели. Таким образом музыка вписывалась в процесс управления государством в качестве системы упорядоченного, регулируемого выражения эмоций.
Одной из устойчивых традиций белорусского и русского народа было использование музыки в русской семье, которая представляла собой явление весьма развитое, свидетельствующее о высоком уровне музыкальной культуры народа. Среди народных масс музицирование осуществлялось, в основном, в вокальной и инструментальной форме. Народ, не знавший музыкальной грамоты, тем не менее, сохранял традиции семейного музицирования по слуху и обучения игре на музыкальных народных инструментах на основе подражательности. В семьях имущих слоев населения значительнуб роль в воспитании детей выполняли домашние музыкальные педагоги. В семьях же простых людей воспитательные функции выполняли сами родители и другие взрослые члены семьи, используя при этом богатый арсенал народной педагогики. В советский период воспитание ребенка в семье стало приобретать стихийный характер, отдаляясь от традиционного семейного воспитания.
Для современной семьи характерна утрата прежних и поисх новых идеологических ориентиров, переоценка жизненных ценностей и приоритетов. Определяя стратегию воспитания ребенка, современные родители руководствуются новыми представлениями и престижних сферах деятельности и жизненном успехе [4].
Музыкальное воспитание ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и общей культурой. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Педгогические возможности музыкальной среды семьи должны проявляться в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка, изучении его мотивационной сферы, выбора формы организации занятий и содержания музыкального материала. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Таким образом, происходит обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в отношениях родителей и детей.
В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, гуманизировать стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями.
Качество музыкального воспитания ребенка в семье вызывает справедливое беспокойство. Внутриинституциональная вариативность на уровне осциального и материального положения, ориентация на развличные образцы семейного жизнеустройства, приоритеты актуализируют поиск решения задач музыкального воспитания в семье и, в частности, разработки педагогического сопровождения в практике музыкального воспитания, способствующего восхождению семьи от стихийного музыкального воспитания к сознательному выбору музыкально-образовательной стратегии и тактики.
|