Восприятие музыки, по мнению большинства ученых-музыкантов, — сложный психический процесс отражения в сознании слушателя музыкального образа, в основе которого лежит единство эмоционального и рационального, выраженное в адекватной эмоциональной реакции, эстетических суждениях и оценке.
В методике преподавания дирижирования необходимым направлением должно быть развитие у студентов глубокого и эмоционального восприятия музыкального материала. Для того, чтобы музыкальное произведение было воспринято глубоко и эмоционально, нужна большая подготовка. Академик Б.В. Асафьев по этому поводу писал, что «воспринимать музыку дело сложное, трудное, к нему надо подготовить внимание, надо работать над углублением и уточнением восприятия…» [1, c. 10-12]. К этой проблеме обращались также К.Д. Ушинский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский и др.
К.Д. Ушинский писал, что произведение искусства только тогда будет глубоко прочувствовано, когда оно будет до конца понято.
Понимание с точки зрения психологии, — это способность постигать смысл, значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. В герменевтике — теории интерпретации и понимания смысла – понимание рассматривается, как поступательный процесс, на каждом этапе которого достигается определённый уровень обретения смысла, от ограниченного до глубокого (Ф.Д.Е. Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Г.Г. Гагамер).
В.Набоков писал, что «красота произведения искусства по-настоящему воспринимается, когда можешь разобрать его механизм» [2, c. 39].
Каковы же пути формирования восприятия музыкального произведения на занятиях дирижирования?
Для полноценного осознания и прочувствования хорового произведения студенту нужно пройти определенные стадии его изучения. В методической литературе выделяют следующие стадии: ознакомление, изучение, исполнение. Первоначальное знакомство с произведением – по своей сути созерцательно и не затрагивает глубины постижения музыкального образа. Студент зрительно охватывает хоровую партитуру, проигрывает ее, тем самым у него складывается общее представление о произведении.
Верно понять и истолковать музыкальное произведение студенту помогает комплексный анализ. О жизни и творчестве композитора и поэта, об их эстетических взглядах, конкретных общественно-исторических условиях, в которых создавалось произведение, даст представление историко-стилистический анализ.
Углубление же в художественный образ происходит посредством музыкально-теоретического и исполнительского анализа, непосредственно связанного с содержанием. С позиций Л.С. Выготского «исследование «анатомии» художественного произведения, открывает многоплановость адекватной ему деятельности». [3, с. 9] В связи с этим важно нацелить студента на осмысление ценности поэтического текста, рассмотрение взаимопроникновения музыки и слова (поэтический текст в значительной степени определяет характер вокальной мелодии, выбор метра, ритма, структуры).
Исполнение хорового произведения студентом не может быть успешным без понимания его музыкальной формы, жанра, гармонии, метроритма, фактуры, ладотонального плана и других выразительных средств. Осознать музыкальный образ помогают также графические обозначения (акценты, лиги, цезуры, ферматы и др.).
Результатом проведения аналитической работы по изучению хорового произведения является написание аннотации на него.
Представление о музыкальном произведении будет не полным без выразительного исполнения его на фортепиано и пения хоровых партий. Эти виды работ направлены не только на изучение хорового произведения, но и на возникновение музыкально-слуховых представлений о художественном образе. Практика показывает, что достаточно плохие навыки чтения хоровой партитуры студентом приводят к тому, что он слабо представляет звучание хора и сводит свои действия лишь к тактированию под музыку, исполняемую концертмейстером.
В процессе изучения хорового произведения, поиска нужных средств выразительности для передачи содержания, дирижёрских приёмов, происходит включение студента в творческий процесс. Таким образом, у него вырабатываются поисково-исследовательские навыки в решении как теоретических, так и практических проблем. Это позволяет рассматривать познание как творческий процесс приобретения знаний в обучении. «Восприятие искусства требует творчества», – писал Л.С. Выготский, потому что для него « недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения – необходимо ещё творчески преодолеть своё собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна» [3, c. 315].
Следовательно, на уроках дирижирования очень важно стимулировать студента не только изучать хоровое произведение, находить способы и приемы его исполнения, но и вырабатывать своё отношение, добиваться реализации своих исполнительских намерений, а также воспитывать хороший музыкальный вкус.
А для этого студенту нужны – творческая активность, фантазия, вдохновение, артистизм, воля. Но при этом жизненный и музыкальный опыт каждого студента скажется, в большей или меньшей степени, на постижении глубины музыкального образа, что найдет свое отражение в исполнительской интерпретации.
Многолетний опыт педагогов свидетельствует о том, что успешному изучению и исполнению музыкального произведения также способствуют:
- работа студента с методической литературой;
- показ педагога;
- прослушивание интерпретаций различных исполнителей в звукозаписи;
- использование при разборе музыкального произведения ассоциаций, методов сравнения, сопоставления;
- применение игровых методов и др.
Таким образом, развитие многоплановости восприятия у студентов музыкальных произведений на уроках дирижирования является одним из важных условий их успешного исполнения.
|