Музыкальное образование

Термин «технология» прочно вошёл в педагогическую лексику, фигурирует в учебных программах, учебниках по курсам педагогических дисциплин. Однако до сих пор некоторые преподаватели с недоверием относятся к возможности применения технологий в практике обучения игре на музыкальном инструменте. Исходя из того, что исполнение на музыкальном инструменте − процесс творческий,  любой технологический подход в организации музыкальных занятий, по их мнению, не только не способствует улучшению освоения данной дисциплины, но даже наносит вред качеству обучения игре на музыкальном инструменте. В этой связи хочется заметить, что такой взгляд на «технологию» на сегодняшний день не актуален и свидетельствует о недостаточной готовности некоторых педагогов к применению современных технологий в учебном процессе вуза, включая и занятия на музыкальном инструменте.  

Под термином «технология», мы, вслед за Е.И. Снопковой, подразумеваем «совокупность методов, приёмов, организационных форм, средств образовательной деятельности, определённым образом упорядоченных для достижения гарантированного результата» [1, с.11].  Опыт работы в классе музыкального инструмента свидетельствует о том, что освоение музыкального репертуара в классе музыкального инструмента  может осуществляться в три этапа: проектирование, реализация замысла и рефлексия. Первый, условно выделенный нами этап, очень важен в организации учебного процесса. Вместе с тем, как показывает практика, данному этапу не всегда уделяется должное внимание. От качества проектирования во многом зависит успех реализации замысла, его осмысление, а в случае необходимости и перенормирование учебно-педагогической деятельности.  

Приведём пример проектирования учебного процесса в инструментальном классе. Основываясь на модели проектирования учебной темы, предложенной Н.И. Запрудским [2, с. 73-75],   представим, разработанные нами, этапы проектирования учебного процесса будущего учителя музыки в классе музыкального инструмента:  

1.                     Изучение нормативных документов, учебно-методической литературы, знакомство с опытом успешной практической работы педагогов-музыкантов с целью определения содержания предстоящего учебного процесса.  

2.                     Разработка цели и задач реализации содержания учебного предмета.  

3.                     Выбор репертуара исходя из программных требований, учёта интеллектуальных и технических возможностей  студентов.  

4.                     Осмысление способов работы над музыкальным текстом, художественной отделкой музыкальных образов:  

§                        обдумывание плана работы над музыкальным произведением (разбор его структуры, уточнение аппликатуры, знакомство с различными исполнительскими трактовками данного произведения и т.д.);  

§                        выявление технических трудностей и определение способов их устранения;  

§                        аналитическое осмысление формы музыкального произведения (установление логики временного развёртывания звуко-образов, их композиционного своеобразия, внутренней завершённости и т.п.);  

§                        сознательное использование приёмов осмысленного анализа и запоминания (смысловой группировки, рациональной организации повторений и т.п.).  

5.                     Планирование работы по совершенствованию исполнительских навыков будущих учителей музыки:  

§       отработка туше, динамики, педализации, фразировки и т.п.;  

§       достижение технической выносливости;  

§                        грамотная и артистичная материализация, задуманного композитором, музыкального образа;  

§                        сосредоточенное вслушивание в собственное исполнение с целью его самоанализа и самоконтроля.  

6.                     Проектирование готовности студента к итоговому концертному выступлению:  

§                        укрепление психического состояния (закаливание организма, ежедневная зарядка, релаксация,  избавление от чувства жалости к себе и т.п.);  

§                        умение справляться с «эстрадными сюрпризами» (не останавливаться, если забыл текст, не критиковать себя во время выступления и т.п.);  

§                        психологически настроиться на исполняемое произведение (представить его начало, темп, характер и т.д.);  

§                        соблюдение предконцертного игрового режима (играть в обстановке, приближенной к концертной, в день выступления не исполнять пьесу увлечённо, с отдачей, хорошо отдохнуть, ничем себя не травмировать и т.д.).  


Первый, условно выделенный нами этап,  можно назвать аналитическим. Он предполагает тщательный анализ нотного текста, осмысление содержания музыкального произведения, разбор его структуры, уточнение аппликатуры, распределение голосов между руками, изучение плана артикуляционных приёмов, предложенных редактором (редакторами), выявление полифонических трудностей и определение способов их устранения, знакомство с различными исполнительскими трактовками данного произведения, а также сочинениями других композиторов этого же жанра.  

Второй этап предусматривает работу над каждым голосом в отдельности и комбинациями различных пар голосов. Полезным в освоении полифонического сочинения может оказаться разучивание студентом одного голоса (пары голосов) в ансамбле с преподавателем. Допускается удвоение нижнего голоса нижней октавы и т.п.  

На третьем этапе исполнитель осуществляет свою интерпретацию, объединяя всю сложную музыкальную ткань в единое целое, подключив педаль. Следуя указаниям Э.А. Росмана, педаль должна стать одним из важнейших компонентов интерпретации [4, с. 22] на данном этапе. Применение её на предыдущих этапах изучения полифонического произведения может оказаться преждевременным, так как не позволит студенту в должной мере «услышать мелодическую и гармоническую основу произведения» [5, с. 22].  

Переход от одного, условно выделенного этапа работы, к другому должен происходить только после действительно полного овладения предыдущим. Переход на высшую стадию работы должен периодически сочетаться с возвратом к предыдущему и т.п. Подробное описание каждого этапа представлено в статье «Технические приёмы изучения полифонических произведений в классе фортепиано» [6, 19-22].  

Подводя итог сказанному выше можно заключить, что технология проектирования является действенным педагогическим средством, «пусковым механизмом для профессионального саморазвития» [2, с. 73] будущего учителя музыки, может успешно использоваться в процессе организации учебных занятий в классе музыкального инструмента.  

Категория: Культура | Добавил: lipnishki (11.16.2018)
Просмотров: 181 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar