В этой работе я решила рассмотреть культуру Беларуси и Германии. Конкретнее я рассмотрю развитие культуры этих двух государств, хотя в тот период культура Беларуси находилась под сильным влиянием культуры России в связи с тем, что Беларусь в тот период являлась частью России.
Конкретнее я бы хотела рассмотреть развитие живописи этих стран, так как эта область культуры является самой интересной для меня.
Что касается Германии, в этот период там преобладал романтизм во всех сферах культуры, в том числе и в живописи, и помимо этого художники, которые разочаровались в реализме, искали новые темы и пути их воплощения на полотне с использованием новых изобразительных средств.
Одним из лучших живописцев и графиков 19 века был Адольф фон Менцель. Уже в первой половине 19 века он был признан талантливым рисовальщиком. Живописец дотошно изучал историю короля Пруссии Фридриха II и проиллюстрировал работу Франца Куглера «История Фридриха Великого».
Следующим этапом в живописи Менделя стала работа с натурой, где значительное внимание уделялось ярким впечатлениям, передвижению воздуха и изменению света. В этот период Адольф создал такие знаменитые полотна, как «Комната с балконом» в 1845 году, «Железная дорога Берлин — Потсдам» в 1847 году. Менцель также стал первым в Германии художником, написавшим картину на индустриальную тему, а конкретнее полотна «Железопрокатный завод» в 1875 году. Основное отличие от живописцев других стран в этой тематике заключается в том, что главным героем Менделя на полотне стала машина, а не человек.
В стиле Менделя также писал баварский живописец Вильгельм Лейбль, основной тематикой которого стал быт крестьян. Отличительной чертой Лейбля стало то, что его герои наделены особой энергией и сильной личностью. Его манера писать картины, подчеркнуто выраженные формы напоминают немецкую живопись 16 века.
В конце 19 в Германии стало популярно еще одно течение изобразительного искусства, такое как импрессионизм. Лидером этого течения стал живописец Макс Либерман. А работы Ловиса Коринта, особенно «Отелло», отличают четкие формы и резкость цвета, а также повышенный драматизм.
Теперь перейдем к Беларуси, где живопись в тот период являлась самой развитой областью искусства. Основным жанром изобразительного искусства Беларуси на тот период был портрет. Самыми известными портретистами того времени были Дамель, Рыпинский, Горавский, Русецкий, Ромер. Еще одним талантливым портретистом того периода был Валентин Ванькович . Самыми широко известными его полотнами были портреты Адама Мицкевича и Александра Пушкина.
В 19 веке начали появляться и развиваться новые жанры изобразительного искусства — исторический, пейзажный, батальный. Наиболее широко распространенным стал исторический жанр, в котором писало большинство известных художников, а конкретнее Дамель и его полотна «Освобождение Костюшки из неволи», «Отступление французов через Вильно в 1812 году»; Ванькович и его картина «Наполеон возле пожарища» и т.д.
Белорусские живописцы имели большое количество возможностей для выражения своих взглядов на мир в области пейзажного жанра. Среди полотен пейзажистов явно выделялись произведения Кулеша, Орды, Русецкого, Дмоховского, братьев Горавских. Один из братьев, Аполинар, посвятил серию картин родному краю, среди них «Липы», «На родине», «Пинские болота», «Река Березина», «Вечер в Минской губернии. Настоящим мастером в области натюрмортов стал Хруцкий. В бытовом жанре сильно выделялся Силиванович, который принимал активное участие в росписи Исаакиевского собора в Петербурге.
Рассмотрев развитие живописи в обоих государствах, мы можем заметить, что обе страны очень отличаются в этом плане: они находятся на разных стадиях развития искусства, в каждой преобладает свой стиль живописи.
|