Методы стимулирования творческой активности студентов в процессе обучения композиции

Формирование способности к творческому решению практических задач является одной из насущных задач подготовки художников-педагогов. В этой связи особое значение приобретает дисциплина «Композиция», которая выступает методом познания и организации художественного материала, где построение художественной формы рассматривается в виде творческой деятельности, направленной на приведение совокупности изобразительно-выразительных средств к образно-содержательному единству.  

Композиция как творческий процесс представляет собой деятельность, направленную на создание новой целостной художественно-образной формы путем анализа, переосмысления и преобразования предметов и явлений окружающей действительности на основе выделения наиболее ярких типических свойств, качеств и отношений объектов изображения с помощью композиционно-изобразительных средств, приемов и материалов. Композиционно-творческий процесс осуществляется во взаимодействии двух аспектов: психических механизмов формирования художественного образа и творческой деятельности, включающей вопросы мировоззрения, знания, художественного метода, мастерства исполнения, вкуса и других важнейших компонентов. Поэтому освоение студентами методов композиционной деятельности предполагает: выявление и развитие индивидуальных способностей обучаемых, формирование целостного восприятия, образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти и т.п.; изучение категориального аппарата композиции, формирование представлений о гармонии, целостности, пластическом и стилистическом единстве как системообразующих факторах композиции; овладение фундаментальными знаниями по теории изобразительного искусства; освоение художественного языка, выразительных средств и приемов изобразительного искусства, принципов и методов творческой деятельности, позволяющих самостоятельно планировать, анализировать, направлять и контролировать действия и операции, выдвигать ближайшие и перспективные цели, давать всестороннюю оценку деятельности.  

Освоение методов композиционно-творческой деятельности предполагает учет исторических традиций художественного образования, ориентированных на социально-культурные потребности общества и профессиональную специфику осваиваемой студентами специальности.  

Решение дидактических задач освоения методов композиционно-творческой деятельности наталкивается на ряд вопросов, требующих углубленного изучения. С одной стороны, они связаны с консервативностью знаний, умений и навыков, сообщаемых студентам в  период довузовской подготовки в детских художественных школах, школах искусств, а с другой, – с необходимостью преодолеть сложившиеся стереотипы мышления, методы работы по образцу, когда поиск решения ограничивается репродуктивным воспроизведением натуры, исключающим творческую интерпретацию и образное обобщение явлений и предметов действительности. В связи с этим степень решения студентами творческих задач, как правило, не значительно превышает уровень школьников, что проявляется в дублировании заученных композиционных схем и повторении отработанных композиционных приемов. Отчасти это связано с тем, что практические задания не стимулируют творческую активность студентов, а отсутствие эффективных форм контроля позволяет студентам довольствоваться заимствованием композиционных решений.  

Проблема связана еще и с тем, что в современной практике преподавания композиции в вузе упор делается на выполнение длительных практических заданий, основной объем работы над которыми проходит в форме самостоятельной домашней работы, где обучающая роль преподавателя сводится к консультативным беседам по изучаемой теме.  

Повышение результативности обучения студентов композиции требует поиска и внедрения новых методов организации и проведения учебно-творческой деятельности. В ходе анализа учебно-методической литературы [1, 2] и экспериментально-опытного изучения композиционно-творческой деятельности были выделены методы, которые стимулируют формирование творческих способностей студентов, а именно:  

-  метод стилистической интерпретации: создание художественного образа на основе переработки наглядных материалов (зарисовок, эскизов, репродукций, фотографий) с помощью разнообразных композиционных средств и приемов;  

-  метод поисково-творческого анализа состоит в изучении композиционных особенностей художественных произведений изобразительного искусства и создании на этой основе оригинального эскиза композиции посредством преобразования формальных, цветопластических и пространственных характеристик оригинала;  

-  метод изобразительной комбинаторики заключается в освоении эмоционально-образных возможностей выражения на основе вариативного сочетания простейших элементов изобразительного языка (точки, линии, пятна, цвета, фактуры);  

-  метод ассоциативно-образного выражения направлен на моделирование образно-пластической основы композиции посредством установления ассоциативных связей между восприятием музыкального или литературного произведения и его художественным отражением с помощью композиционных средств;  

-  метод технологического формообразования связан с изучением новых способов образного решения замысла путем экспериментирования с разнообразными техниками и техническими приемами изобразительного искусства.  

Использование данных методов в планировании и проведении практической деятельности студентов позволяет восполнить потребность в новой ориентировочной основе действий, стимулируя композиционные поиски студентов и способствуя развитию их творческих способностей.  

В заключение можно обозначить ряд приоритетных направлений, способствующих развитию композиционных способностей студентов, среди них: разработка спецкурсов, ориентированных на углубленное изучение теоретических и практических вопросов композиции, внедрение модульных технологий обучения, создание комплексов наглядно-иллюстративных материалов по разделам курса, отражающих специфику изучаемых тем композиции и служащую ориентировочной основой для самостоятельных поисков студентов по композиции, совершенствование форм контроля, стимулирующих композиционно-творческие поиски студентов и др.  
 

Категория: Культура | Добавил: lipnishki (12.05.2018)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar