Методы работы над вокалом
Вокали́з (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. (Музыкальный словарь в рассказах / Михеева Л. — М.: 1986 г.) Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов.
ВОКАЛИЗЫ используются педагогами — вокалистами как промежуточный музыкальный материал от упражнений к художественным произведениям. Однако от упражнений они отличаются тем, что являются настоящим художественным произведением, не усложненным поэтическим текстом. Именно отсутствие слова, различные технические элементы делают вокализ очень полезным материалом для воспитания голоса. С его помощью можно научить верному звукообразованию, голосоведению, ровности голоса, привить технику беглости, развить кантилену и мн.др.
Музыкальный текст вокализа следует тщательно проанализировать, найти кульминацию, определить форму, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, на отдельные указания автора о характере исполнения тех или иных мест. Выполняя задачи по преодолению частных вокальных трудностей, осуществляя объединение разрозненных деталей в одно целое, применяя при этом разнообразные средства музыкальной выразительности - решаются художественные задачи.
Вокализы существуют в виде сборников, подобранных по определенным типам голосов или рассчитанных на развитие определенных видов вокальной техники. Студентам младших курсов целесообразно совершенствовать свои вокально-технические навыки на вакализах Абта, Конконе, Зейдлера, Лютгена. Более подвинутым студентам можно предложить вокализы Панофки, Бордоньи. Россини, Маркези. Тональность выбирается соответственно характеру и состоянию голосов поющих. Вокализы вначале разучивают с названием нот (по принципу сольфеджирования), а затем, используя различные слоги «да», «ба», «па», «ми», «я», «а», «и», «о», и др., чередуя их, участники дуэта стараются техническими возможностями голоса сделать пение без слов осмысленным, выражая радость и горе, печаль и веселье. Пользуясь знакомыми интервалами, комбинируя гласные и слоги, участники дуэта вырабатывают верную вокальную линию, голос приучается легко и свободно преодолевать технические и фонетические трудности (смену гласных), а так же студенты должны понять, что исполнение вокализов способствует постепенному развитию и воспитанию голосового аппарата.
Каждый педагог должен хорошо знать вокальный репертуар и уметь выбирать из него то, что на данном этапе развития наиболее полезно студенту. Следует строго соблюдать принцип постепенности и последовательности усложнения вокально — технических и исполнительских задачи и помнить, что каждый исполняемый вокализ является музыкальным произведением, в котором требуется воплотить определенный смысл, эмоцию. Стоит так подбирать вокализы, чтобы в них раскрывались и голосовые, и музыкальные возможности каждого студента, а процесс вокализации доставлял удовольствие не только им самим, но и слушателям. Индивидуальность природных способностей и недостатков делают подбор вокализов творческим делом. Когда исполнитель «рисует» какую-то картину, интригу, достигает кульминации, а потом наступает развязка, тогда слушателям в зале интересно наблюдать за сюжетом. Поэтому, подбирая вокализ, необходимо тщательно анализировать возможности достижения единства технической стороны и драматической при его исполнении.
Работать со студентами над упражнениями и вокализами зачастую бывает довольно трудно, так как у них нет достаточного понимания, глубокого осознания необходимости и важности этого вида работы. Поэтому задача педагога заинтересовать студентов, довести до их сознания ценность такой работы
Одним из способов повысить заинтересованность в освоении вокализов является их пение в дуэте, в ансамбле. Известно, что дуэт — вид вокального ансамбля из двух исполнителей. В зависимости от сценических обстоятельств различают: (лирические) дуэты согласия; и дуэты разногласия, построенные на контрастных музыкальных характеристиках и выражающие конфликт героев. Вокализ исполняется таким образом: что каждый участник дуэта поет мелодию вокализа, вступая поочередно. Возможны различные варианты диалога: один участник исполняет свою фразу со скрытой тревогой, другой – ласково, успокаивающе, или на интонацию утверждения партнер отвечает интонацией просьбы, нежной жалобы. Целостное впечатление от диалога возникает при условии естественного общения партнеров, где чередование реплик происходит в одном эмоциональном потоке.
Когда ведется планомерная и тщательная работа над вокальной стороной, тогда включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, артистизм, творческое начало. Главным ключевым моментом здесь является отношение к совместному исполнительству как к творческому процессу, способствующему развитию, с одной стороны ощущения коллективного единства и, с другой стороны, индивидуальности каждого из участников ансамбля. Иногда для исполнения вокализов можно формировать дуэт из двух участников с разным уровнем вокальной подготовки (сильный – слабый). Исполняя в таком составе, участники вслушиваются в пение друг друга, следовательно, обостряется и концентрируется внимание на правильности звукообразования и звуковедения. Происходит своеобразное подражание одного студента другому. Это в высшей степени благоприятно отражается на формировании представлений о верном звучании, ведь обостряется зрение, слух, происходит эмоциональное возбуждение от услышанного хорошего звучания. Следовательно, такой прием (пение в дуэте) - вдохновляет, мобилизует на преодоление сложных технических задач студента более слабой подготовки.
Следует также заметить, что участники дуэта непроизвольно включаются в процесс “проживания” звука, поскольку находятся в вибрационном поле пения партнера, воспринимают эти вибрации и неизбежно резонируют с ним. Вспомните, как “заразителен” бывает крик или смех, рыдания о потере или восторг приобретения (победы). Часто, не отдавая себе отчета, мы, даже проходя мимо (в прямом и переносном смысле), еще долго несем на себе состояние тех, кто «звучал» в определенном настрое. При совместном пении, а также при внимательном прослушивании поющего на какой-то отрезок времени раскрываются границы каждой человеческой души из числа участников этого процесса, происходит устремление навстречу друг другу (поющих и проникновенно слушающих.)
Еще одним положительным моментом при пении вокализов дуэтом является то, что перед участниками стоит задача осознанного и творческого подхода к исполнению. С этой целью педагог, хорошо зная вокальный репертуар, его образность, предлагает участникам дуэта самостоятельно подобрать или заменить гласные, слоги, для выражения музыкально-художественного образа, заключенного в вокализе, а так же изменить в процессе звучания вокализа (в ходе нарастания эмоций) тембровую окраску гласного звука.
При совместном музыкальном исполнении важно увлечь партнера своим замыслом, ведь оба должны чувствовать и понимать друг друга. Естественное и яркое сопереживание возникает как результат контакта партнеров. Кроме этого, осознание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на нее, как согласия, или сомнения, или отрицания и т.п. – есть процесс эмоционально-смыслового общения.
Эмоциональная окраска голоса делает пение одушевленным. К. С. Станиславский был убежден, что правильная «драматическая» задача помогает и лучшему звучанию голоса. Когда великая русская певица Нежданова А. В. высказала Рахманинову С. В. свое сожаление о том, что «Вокализе» нет слов, на это он ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
Пение в дуэте вообще и вокализов в частности органично сочетает в себе учебный процесс с конкретной целью, где каждый участник на всех этапах обучения может иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией в Концерте вокализов. А с каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает практические и сценические навыки.
|