Можно ли считать нашу Беларусь богатой на традиции? Непременно. Более того, Беларусь по праву можно считать особенной в этом плане, настоящей кладезю традиций и обычаев.
Белорусской культуре удается совмещать в себе черты различных народов, которые еще в древние времена проживали на наших землях. Что-то досталось от поляков или литовцев. Что-то было заимствовано у украинцев или евреев. Чем не особенность?
А вот главная особенность, на мой взгляд, заключаются в разнообразии традиций и обычаев, переплетении их между собой. Это и семейные традиции, связанные с такими событиями, как например, рождение ребенка, крещение, свадьба, ведь семья занимала и занимает важнейшее место в жизни любого человека. На наших землях под влиянием христианства сформировались и религиозные обычаи, которые во многом, в свою очередь, берут корни из древних языческих традиций. И в таком смешении друг с другом они сохранились до наших дней. А если учесть их количество, то с уверенностью можно сказать, что нам есть чем гордиться! Одна из интереснейших традиций белорусских земель — это масленица. Что сейчас ассоциируется у нас с масленицей, так это массовые гуляния, безудержное веселье, сжигание чучела как символ зимы, и, конечно же, горы румяных блинов.
Но так ли все было у наших предков? Как это ни странно, но все было немного иначе. Такое празднование скорее было присуще соседским русским землям. Как было высказано путешественником Паулем Одеборном еще в 16 веке : «Масленица названа так потому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни они употребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и до беспамятства». Что касается белорусов, то все у них было намного скромнее, а блины стали символом масленицы гораздо позже. Любопытно, что же символизировала масленица. Это, конечно же, приход весны. Но и не только. В дохристианские времена так же причинами
празднования были весеннее солнцестояние и наступление нового года. А сожжение чучела было как таковым символом избавлением от всего старого, для того, чтобы освободить место для чего-то нового и молодого.
Но пойдем дальше. Наверняка, не каждый знает, что празднование масленицы проходило целую неделю. Это последняя неделя перед Великим постом. Каждый день имел свой особый смысл и свое название. Так, три первых дня назывались узкой масленицей. Начиная с четверга, начиналась широкая масленица — время гуляний и веселья. Понедельник носил название встречи, вторник — заигрыша, среда называлась лакомки. Четверг — разгул, пятница — тёщины вечерки, суббота — золовкины посиделки, а воскресенье – проводы. Каждому дню были присущи свои действия, как, например, в среду зять приходил к теще на блины, а в пятницу — наоборот, тёща к зятю. Каждый вечер масленичной недели был предназначен только для гуляний, что оправдывает существование множества развлечений в эту пору. Это и катание на санях, разнообразные игры, часто с переодеваниями, интересные обычаи, как например, « таскание колодок», когда неженатым парням привязывали к ноге кусок бревна, с которым они обязан был ходить по деревне. А в последний день проходила встреча весны, а именно, сжигание чучела, что сопровождалось не менее шумным весельем.
Думаю, в наши дни редкость встретить тех, кто продолжает следовать всем этим традициям. Однако одна традиция, еще не упомянутая, на мой взгляд, является самой важной. Другое название последнего дня масленичной недели – Прощеное воскресенье. В этот день принято просить у всех прощения. Но не только просить, а также и прощать. И, наверное, вот самый главный смысл – это простить все обид, попросить прощения у близких и дорогих тебе людей, да и у всех, кого хоть чем-то обидел. И тем самым избавиться от всего закоренелого и темного в своей душе, как от того же чучела, которое сжигают на костре, и открыться чему-то новому и светлому, будто на самом деле — это начало новой жизни.
|