На протяжении тысячелетий личность и искусство являлись предметом осмысления стратегических проблем их взаимодействия. Что же признается человеческим сообществом основным во взаимоотношениях искусства и личности?
Прежде всего, искусство способно предоставить пространство для личностного роста и самореализации каждого человека. Далее можно отметить, что искусство формирует эмоционально-ценностные отношения и критерии личности, обеспечивающие целостную картину мира, ощущение смысла жизни и стимулирующие самоосуществление человека. Общепризнано, что творческая деятельность в области искусства способна разрешать и сглаживать противоречия между личностью и социумом. И, наконец, «образование посредством искусства», обеспечивает осмысление человечеством роли искусства как репродукции, сохранения культурной памяти человечества и как продуктивной деятельности человечества по наращиванию культурного опыта и расширению культурной памяти.
Не смотря на общепризнанное высокое значение искусства в жизни человека и социума, переход на 11-летнее образование, имея ряд достоинств, оказал разрушительное воздействие на предметную область «Искусство». В ходе реформирования школьного образования с 2008-2009 уч. года предмет «Музыка» остался только в начальной школе, «Мировая художественная культура» переведена в разряд факультативных занятий. Потеряна гуманистическая направленность общего среднего образования, преимущественно потому, что реформирование происходило путем административных формальных изменений, без серьезного пересмотра содержания предметов как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Тем не менее, за прошедший период были сделаны определенные шаги по обновлению системы образования, в том числе разработка и внедрение новых концепций и государственных стандартов образования, учебных методических комплексов, определены новые формы и содержание факультативных занятий в области искусства.
Однако, проблемы остаются, во многом они связаны с плюсами и минусами перехода к информационному обществу, что оказывает существенное влияние на деятельность человека в области педагогики искусства. Перечислим же факторы обусловливающие взаимодействие информационного общества и искусства.
1. Расширение взаимовлияния и взаимопроникновения различных культур.
2. Быстрое распространение информации.
3. Агрессивная экспансия далеко не лучших образцов массовой культуры.
4. Отсутствие воспроизводства и прироста художественного знания.
5. Клиповость и «попсизация» культурного сознания человека.
Как отмечается исследователями, информационная триада (телефон, телевидение, компьютер) не обеспечивает воспроизводства и прироста художественного знания и людей, обладающих им, а информационное общество не способствует целостности смыслообретений личности и становлению ее ценностных ориентиров. Полноценная реализация возможностей искусства становится одной из важнейших задач общего образования, тем более, что в потоке произведений искусства, циркулирующих в поликультурной среде, только небольшая их часть несет в себе воспитательно-развивающую составляющую, обеспечивающую изменения в сознании отдельной личности и в сознании общества [1]. Стратегическое направление общего художественно-эстетического образования требует значительной корректировки и срочного вмешательства в стихийно протекающий процесс.
Художественно-эстетическое обучение и воспитание молодежи становится, таким образом, одной из важнейших составляющих образовательной системы государства, позволяющей гармонизовать многогранные отношения личности с Миром. Признавая бинарную детерминацию развития человека (внешнюю и внутреннюю), следует все-таки отдать приоритет внутренней: «Духовное развитие человека происходит внутри, его внешняя жизнь дает как бы пищу или материал для духовной переработки, если таковая происходит, человек растет и развивается духовно» [2, с.12]. Искусство, предоставляя информацию для воздействия на духовную составляющую личности, осуществляет ряд имманентно присущих ему функций: аксиологическую, культуросозидательную, коммуникативную, эстетическую, развивающую, просветительскую, человекотворческую и т.д.
Особенно важным в педагогической деятельности является свободное, не скованное рамками монодисциплины, общение педагога со своими учениками в контексте поликультурности. Особенностью творческой работы преподавателя искусства становится «выход» за пределы искусствоведения, на иной уровень осмысления художественных явлений, перекрывающих не только предмет исследования музыкознания, культурологии, но и предмет исследования философии искусства. Вырываясь за рамки пространства физических явлений, лежащих в основе этих наук, педагогическая деятельность может подниматься до подлинных высот метафизического рассмотрения искусства как эманации духовности, способствующей самодвижению личности ученика в пространстве культуры. Именно в такой ипостаси выступают размышления об искусстве, опирающиеся на метакатегории бытия и перебрасывающие мостик к «нравственному закону внутри нас» (И.Кант).
Социальные аспекты взаимодействия личности и искусства наиболее полно реализуется в экзистенциальных функциях духовной культуры. Трансцендентная функция обеспечивает выход за пределы собственного Я, расширение собственной сущности, что в практике художественно-образовательного процесса является механизмом освоения новых пространств, информационных пластов, новых смыслов бытия. Аксиологическая функция предполагает абсолютную ценность человеческого бытия, но если принять во внимание, что ценность многозначна, то паритет общечеловеческих, личных, общественных и государственных ценностей должен стать нормой образовательного процесса. Темпоральность как функция духовной культуры предполагает непрерывность существования человека во времени, бесконечный путь самосовершенствования, поиск и осмысление этого позитивного движения, существующего как исходная интенция человека – придание смысла собственной жизни. Холистская функция духовной культуры представляет собой обеспечение индивидуальной целостности и единства психической жизни. Разрушение этой целостности чревато негативными последствиями для социума: начиная от потери смысла жизни целыми поколениями и кончая асоциальным поведением каждой конкретной личности.
Логика социального взаимодействия обеспечивается следующими теоретико-методологическими позициями:
1. Прежде всего, следует отметить, что эмоциональное воздействие музыкального искусства, обусловливает его образовательную и развивающую функции. Педагогическая сущность этого методологического положения заключается в том, что настроение-эмоция рассматривается как первичный посыл в художественном постижении мира и обусловливает максимальное воздействие музыки на уровне подсознания (М.Мольтц, А.В.Торопова, Г.М.Цыпин и др.). При использовании различных методов подачи художественно-эстетической информации огромное значение имеют пассионарные и проскопические способности педагога-творца, обеспечивающие предугадывание эмоций учащихся и их имплицирование в процессе общения с искусством. Энергия эмоции подводит детей к прорыву в иное измерение, иное состояние духовности (Л.Н.Гумилев, М.С.Каган, Е.С.Полякова, Т.В.Холостова и др.). Возродить духовность человека можно черпая духовную энергию в музыкальном искусстве, повышающем нравственно-эстетический потенциал поликультурного пространства.
2. Современный музыкально-образовательный процесс преломляется в контексте поликультурного пространства, обусловливающего реальные педагогические ситуации. Именно в поликультурном пространстве происходит становление полисубъекта. На любом уровне музыкально-образовательного процесса системообразующим элементом системы выступают его субъекты. Между ними возникает непосредственное взаимодействие, приводящее к появлению особого типа общности – полисубъекта, отражающего их взаимную обусловленность. Целостный полисубъект способен к эффективному развитию, когда естественным становится процесс саморазвития составляющих его субъектов. Однако, полисубъект музыкально-образовательного процесса включает в себя не только реальных субъектов (учителя и учеников, педагога и студентов), но и некоторое количество воображаемых квазисубъектов – музыкальных произведений, которые «составляют для человека субъективную реальность» (Т.И.Сумина) В рамках единого полисубъекта реальные субъекты вступают в многообразные взаимодействия друг с другом и с квазисубъектами [3].
3. Далее, следует признать изменение человека под влиянием искусства. Личность слушателя, ученика представляет собой систему, которая не является статичной, а способна видоизменяться, самоизменяться под влиянием различных флуктуаций. В теории синергетики прохождение личности через нестабильность проявления личностных качеств в деятельности, поведении, общении и рефлексии является закономерностью для развития этой личности как системы. Признаком этой нестабильности является эмоциогенная проблемная ситуация, в которой оказывается человек, если приближается в своем развитии к точке бифуркации. Приходится констатировать, что при активном взаимодействии двух систем (музыкально-образовательного процесса и развивающейся личности), открытая система личности может полноценно развиваться, если система, в которую она включена, тоже является открытой, взаимодействующей с другой системой (поликультурным пространством, например) более широкого порядка на уровне информационного обмена и устойчивой обратной связи [4].
4. И, наконец, в художественно-эстетическом образовании можно опереться на интеграцию мгновенного и линейного времени (М.А.Щербаков) [5]. Способность сиюминутного переживания эстетической информации в момент восприятия художественного произведения становится основой отношения к различным явлениям искусства. Именно это является сущностью модели мгновенного времени. Модель линейного времени несколько иная. Энергетика эстетической эмоции включает «пусковой механизм» мышления, и поддерживает его не только в процессе восприятия художественного произведения, но и много времени спустя. Линейная модель времени позволяет осмыслить искусство, категоризировать его феномены, рефлексировать пережитое и перечувствованное в процессе восприятия спустя большие промежутки времени. Таким образом, «глубже чувствовать» – означает ярче переживать художественные явления в мгновенном времени, а «яснее мыслить» – означает осознавать свой художественный опыт в линейном времени. Таким образом, искусство выполняет свою основную функцию – формирует эмоционально-ценностные отношения и критерии личности, обеспечивая целостную картину мира, ощущение смысла жизни, стимулирующие самоосуществление человека и его эффективные взаимодействия с социумом.
Так человекосозидательная и культуротворческая функции искусства реализуются во взаимодействии с социумом, повышая роль художественно-эстетического образования через формирование целостной картины мира, ощущение смысла бытия и самореализацию человека в искусстве.
|