культурные отношения
Развитие белорусской культуры имело множество преград. Были разные времена, были времена взлетов, но также были и другие времена, когда её бытие было под большим вопросом. Но к огромной радости у белорусской культуры всегда находились верные защитники, которые поддерживали её в сложные времена, помогали её возрождению и восхождению на новые высоты, что мы имеем честь, видеть и сейчас.
Становление белорусской культуры очень сложно осмыслить, если не принимать во внимание, то, что на неё воздействовали русские, украинские, польские, литовские тенденции. Большинство белорусских мыслителей имеют отношение и к другим братским, для Беларуси, народам, например: С. Будный, М. Смотрицкий, К. Лыщинский, С. Полоцкий и др.
Длительный период времени культурные отношения белорусского народа, с таким странами, как Италия, Франция, Чехия, были недооценены. Самыми продуктивными они были в эпоху Возрождения, также они проявились и в эпоху Просвещения. Это объясняет тот фактор, что в белорусской культуре начиная с десятого века соперничают западное и восточное направление.
Принятие христианства славянами в десятом веке способствовало перениманию многих арактеристик экономической и церковной жизни Византийской и Римской империй. Западные славяне принимают за эталон латинскую культуру, а восточные берут ориентир на византийские мерила. А Беларусь оказалась между двух огней, что очень сказалось на её культуре. Основным признаком белорусской культуры являлась проблема выбора между Западом и Востоком и полное отрицание первого и второго. Например, Ф.Скорина, о котором даже сейчас непонятно, кто он католик, или православный, а может, и тот, и другой сразу, запечатлен этот парадокс белорусского духа и особенности души нашего главного интеллигента.
Рубеж двух культурных типов в различные времена изменяли свои черты: в восточнославянской культуре уподобились западноевропейской индивидуальности, и наоборот. В результате, культура белорусских земель создавалась в условиях взаимодействия многообразных беспристрастных и субъективных причин, воздействовавших на культуру народа. Но, не глядя на все трудности, история есть свидетельство о том, что шел процесс постепенного развития во многих сферах деятельности человека.
За длительное время бытия Беларусь развилась от полной неграмотности до сотворения литературно-художественных творений и научных проектов, вышедших на мировой уровень, от народных ремесла и бытовой культуры до грандиозных храмов, дворцов, актуальных строительных ансамблей. На начало 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой образованное, целостное, индивидуальное социокультурное место, границы которого заполучили свою обусловленность в большей ступени в двадцатом веке.
|