Культурное развитие Беларуси Относительно спокойное внешнеполитическое положение в XVI веке и широкое развитие взаимосвязей с Европой, а также победа в Грюндвальдской битве вывели культуру на новый уровень на территории Беларуси. В Гродно и Вильне создавались цеховые организации художников. Крупные культурные центры Европы укрепляли связь с большинством белорусских городов. Началось массовое строительство костёлов и церквей, торговых зданий и площадей, начинается переход «от дерева в камень». В музыке распевы начинают пополнятся разными видами многоголосия, складываясь в новые жанровые формы − канты и псалмы. В XVI-XVII веке история Беларуси насыщена весьма историкозначимыми событиями - рассвет ВКЛ и его объединение с Королевством Польским. На фоне не простых и противоричивых событий данной эпохи: многочисленные разрушительные войны, укрепление авторитарной смстемы некоторых европейских государств, преследование инакомыслия, наступает культурный подъем и реформационная волна в искусстве, литературе, начало белорусского книгопечатания. Гордостью белорусского народа стали: Франциск Скорина и Симон Будный, Василь Тяпинский и Микола Гусовский, Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий – всемирно известные белорусские просветители, философы и литераторы. В годы правления Стефана Батория была создана инструментальная капелла в Гродно. Среди музыкантов того времени, известно имя Кристофа Клебана– высокопрофессионального музыканта-инструменталиста, певца, капельмейстера и композитора, работавшего в гродненской капелле в годы правления Стефана Батории и Жигимонта IV. Согласно тогдашним традициям он писал для капеллы много произведений, но, к сожалению, до нас дошли сведения только о его «спевах пры лютні» и «Песні Славянскай Каліопы»(написана на текст С. Гроховского). В первой половине XVII века в Беларуси при дворе канцлера Альбрехта Радзивила в Несвиже работал органист и композитор Андрей Рогачевский. В 1630-ые годы им были написаны девятиголосный мотет для двух хоров и четырехголосная канцона. По своей стилистике хоровые произведения Рогачевского близки к полифоническим произведениям западноевропейских композиторов эпохи возрождения и раннего барокко. Музыкальное наследие данных композиторов принадлежит нескольким народам и является их общим достоянием. Ее возвращение в контекст культуры Беларуси - процесс необходимый для отечественной художественной жизни. В Несвиже в 18-ом веке действовал крепостной театр князей Радзивиллов. С 1746 года театр управлялся княгиней Франциской Урсулой Радзивилл и действовал как любительский. В 1759 году несвижский балет приобретает новый уровень: он становится профессиональным. Произошло это благодаря переводу в Несвиж из Слуцка совершенной балетной труппы, которую Михаил Радзивилл унаследовал после смерти родственника Иеронима Флориана. В это время несвижский балет по количеству танцоров приблизился к западноевропейским ансамблем. Однако после смерти Михаила Казимира Радзивилла балет, как и театр в целом, перестает существовать. Его постановки восстанавливаются только в 1777 году, когда возвращается из эмиграции потомок радзивилловского рода Кароль Радзивилл. В конце 1770-х годов создается огромный ансамбль из местных и зарубежных танцоров, которым управлял белорусский балетмейстер Антон Лойко. Из зарубежных артистов балета в те времена в труппе работали итальянцы Г. Петынеци и Ф. Кассе. В 1784 году они осуществили постановку балета "Орфей и Эвридика" с музыкой Й. Голланда - первого балета с развернутым жеяннем, созданного в Беларуси. Свою роль в развитии музыкальной культуры Беларуси сыграла и протестантская церковь. Распространение реформационного вероучения и вероисповедания в Беларуси началось в 16 веке и было обусловлено тесными культурными связями с Западной Европой. Однако если в последнее реформационное движение имело демократический характер, то в Беларуси оно осталось во многом элитарным: протестантизм исповедовали в основном магнаты и крупная знать. В музыкально-культурном смысле традиции протестантизма также были здесь очень демократичными, и хранили свои родовые признаки: простоту музыкального оформления набаженства и коллективное ыполнение хорала прихожанами. Музыкальное творчество протестанских традиций распространялось с помощью печатных сборников, так называемых канционалов. Они выдавались в протестантских типографиях в Бресте, Несвиже, Вильно и др. городах. Самым первым канционалом является канционал Яна Зарембы, напечатанный в Бресте в 1558 году. В 1563 году в Беларуси появляется и другой сборник – Несвижский канционал, в котором было собранно 110 песен о труде и любви, справедливости и людской доброте.
| |
| |
Просмотров: 167 | | |
Всего комментариев: 0 | |