Распространение христианской веры на белорусских землях началось с 10 в. Христианство на восточнославянских землях распространялось на протяжении нескольких столетий, противоборствуя язычеству.
Две религии существовали долгое время, поскольку язычество имело глубокие древние корни. Язычество восточных славян происходило от многобожия, от пантеона древнеиндийской религии. Однако из-за новых климатических условий, окружающей среды и способов ведения хозяйства, изменились и религиозные взгляды наших предков. Язычество нашего региона несколько отличалось.
Главным божеством восточных славян в конце 10 в. Был Перун. Он был выдвинут на первое место. Перун был богом грома и молнии, а также богом грозовой тучи, которая дает дождь, способствуя богатому урожаю. Далее шли Дажбог(бог Солнца), Сварог(бог неба), Купала(бог урожая и достатка), Лада(богиня любви), Жыжаль(бог огня), Велес(бог загробного мира) и множество других богов.
Некоторых богов боялись и всячески пытались их задобрить. В честь их строились святилища, где находились идолы с изображением бога. Также иногда приносились кровавые жертвы.
Сегодня язычество присутствует в формах праздников (Радуница, Масленица, Каляды, Купалье), устном народном творчестве, обрядах. По некоторым оценкам практикующих язычество несколько тысяч. Впрочем, множество людей участвуют в традиционных языческих праздниках, например, таких как масленица, не придавая этому большого значения. По всей стране проходят народные гулянья, проводятся обряды «зова весны», когда молодежь поет песни и сжигает соломенное чучело.
Также очень широко празднуется в Беларуси другой языческий праздник – Купалье. В ночь на 6 июня в полях жгут костры, повсюду слышны старинные песни, по реке молодые девушки пускают венки.
Понятно, что популярность языческих праздников доказывает о сильном стремлении белорусского народа сохранить часть своей самобытной культуры, такой необычной, не похожей ни на какую из ныне существующих.
|