Массовое развлекательное искусство в современную эпоху принято наделять негативными характеристиками. При этом наибольшую опасность видят в том влиянии, которое оно оказывает на молодое поколение, формирующее свою систему ценностей. Особо острым нападкам среди множества зрелищных искусств подвергаются телевизионные игры, музыкально-развлекательные шоу, online-проекты и пр., в которых слились воедино реклама, бизнес и рыночное потребление арт-продукта, в котором скрыты признаки художественной образности. Однако подобная оценка развлекательной роли искусства есть не что иное, как результат исторически изменчивых ориентиров нашего сознания. К примеру, творчество Моцарта для современного слушателя – область серьезного искусства. В то же время презентация выставки любого профиля и уровня сегодня также немыслима без музыкального заполнения. В особом антураже сотовой «полифонии» звучат произведения Моцарта и Баха, Бетховена и Шопена. Музыкальная классика сегодня оказывается вписанной в контексты новых бытовых развлечений. Не утрачивая свою принадлежность к высокому искусству, она модулирует из сферы художественной в прикладную. Потребность зрителя в визуальном, зрелищном действе существенно трансформирует современную концертную ситуацию. Подпитка идеями и опытом театра и эстрадного шоу приводит к формированию новой «упаковки» классической музыки. Так, в виде зрелища высокие музыкальные образцы не просто способны привлечь внимание широкой публики, но и выйти на уровень коммерческих художественных проектов. Синтез с иными стилевыми пластами, визуальными видами искусства (театром, кино, балетом, эстрадным шоу) рождает множество своеобразных современных форм жизни музыкальной классики в новом художественном пространстве. В ряду примеров – французский проект 2009 года «Mozart. L’Opera Rock» (L’histoire d’un genie), ставший музыкальным брендом нашего времени, благодаря новой интерпретации образа великого композитора, адаптированного для молодого поколения зрителей, превращению классического концерта в театрализованное зрелищное шоу.
Само обращение к теме Моцарта может показаться смелым, и что очевидно, – провокационным. Еще на этапе концептуализации и предварительных проб проект закрепился поддержкой со стороны влиятельных французских продюсеров Дова Аттья и Альбера Коэна, в лице фирмы «Swarovski», ведущих национальных телеканалов и радиокомпаний, периодических изданий и др. Как ни парадоксально, сегодня все портретные и биографические проекты создаются в формате массового развлечения. Модель этого проста: современная реконструкция истории гения с использованием документальных материалов, позволяющих наблюдать музыканта за творческой работой или в быту, воссозданием атмосферы его окружения из членов семьи и людей его знавших и любивших. Перед нами развертывается сценический калейдоскоп биографических фактов композитора, известных личностей, событий. Здесь все, что придумано на потребу искушенному, ждущему визуальной сценической красоты и особых эффектов зрителю. Смена костюмов, эффектные сценодвижения, самые современные мультимедийные изыски, превращающие происходящее на сцене в светомузыкальное зрелище,– вот новая оболочка классики в структуре современного спектакля.
«Mozart» считается одним из самых коммерчески успешных проектов за последние годы. Его бюджет составил около 6 млн. евро, а число проданных билетов на спектакли уже превышает 1,5 млн. Французский спектакль, посвященный истории жизни В.А.Моцарта, представлен зрителю в современной музыкальной и сюжетной обработке. Его интересная идея сосредотачивает фокус внимания на судьбе бунтаря и гения эпохи Классицизма, чья творческая энергия и мощный потенциал зарождает новое направление, стиль и образ мысли в творчестве. Режиссерский стиль спектакля создал творческий мост между старым подходом в интерпретации истории великого композитора и восприятием его жизни современным человеком.
Премьере спектакля предшествовала мощная продюсерская PR-кампания, ставшая уже традиционной в Европе. Выпуск официального сайта [1], концепт-альбома, клипов, ротации песен на радиостанциях и телеканалах, организация promo-туров, презентация рекламных POS-материалов с логотипом (плакаты, наклейки, футболки, кепки, брелки, часы, постеры исполнителей), активизация фан-клубов – все это обеспечило успех проекта. Подобные методы создавали благоприятные условия для его популяризации и продвижения. В 2011 году рок-опера была снята в цифровом формате 3D для широкого проката в кинотеатрах Европы.
Проект возродил небывалый интерес среди молодежи к музыкальному наследию Моцарта, и, прежде всего, к самой личности великого музыканта. Сценическое творение целого авторского коллектива придает шлягерному музыкальному спектаклю глубину музыкальной драмы. Более двухсот лет, прошедших со дня загадочной смерти Моцарта, принесли немало искажений его облика как человека, мыслителя и «Бога музыки». Авторы спектакля считали, что имеют полное основание довериться имеющимся фактам биографии композитора. В спектакле можно выделить несколько сюжетных линий – лирическая (представлена взаимоотношениями Моцарта с сестрами Констанцей и Алоизией Вебер) и драматическая (конфликт Моцарта и Сальери). Обращает на себя внимание сценизация реальных фактов, связанных с жизнью Моцарта: его служба при дворе графа Коллоредо, любовная связь с Алоизией Вебер, женитьба на ее сестре, Констанце, служба при дворе короля Иосифа II, история создания опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Реквиема». Сцены, раскрывающие взаимоотношения Моцарта и Сальери продолжают полемику, вызванную в литературе и музыкознании. Сценический образ Сальери разрушает сложившиеся стереотипы образа героя-убийцы. Убедительной и доказательной для зрителей выглядит финальная сцена примирения двух композиторов и символичный «уход» Моцарта (его уносят ангелы). Отсутствие в сюжете явного конфликта двух героев, а также созданный авторами и стилистами обаятельный образ Сальери, реабилитирует его в глазах современного зрителя. Холодный и осторожный в разговорных сценах, Сальери, разворачивает в музыке всю силу своей страсти: это зависть и преклонение перед гением. В дополнение сказанному, исполнитель роли Сальери, Флоран Мот, был признан «музыкальным открытием французской сцены», а его заглавная ария «L’Assasymphonie» («Симфония убийцы») была названа «лучшей французской песней 2009 года». Музыкальные композиции созданы в разных музыкальных стилях, что лишает партитуру музыкально-драматического единства. Причиной тому и большой коллектив композиторов и аранжировщиков: Жан-Пьер Пило, Оливье Шультез, Дов Аттья, Вильям Руссо, Франсуа Кастелло и др.
«Моцарт» стал одним из ярчайших примеров нового подхода в использовании музыкальных классических цитат в жанре рок-оперы. Музыкальная партитура построена на чередовании авторских песен-шлягеров и сочинений Моцарта (фрагменты из фп. концертов № 21, № 23; симфоний № 10, № 40, «Маленькой ночной серенады», фп. сонаты № 11 («Турецкий марш»), «Реквиема», оперных увертюр «Похищение из Сераля», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и др.). Музыкальные сцены переходят друг друга с обескураживающей быстротой. В музыке спектакля сочетаются дерзкая буффонада и лирика, драматизм и народность, искрящееся веселье и сатира. Разностилевая музыка наилучшим образом соответствует замыслу постановщиков, которые пожелали создать образ композитора и его музыки, чье творчество созвучно и нашему времени [2].
Интересные решения содержит в себе режиссура Оливье Даана. Действие в спектакле строится на резких контрастах и сменах ситуаций, жанрово-бытовых и драматических сцен. От начала и до конца заданы динамичный темп сценического действия, быстрая смена мизансцен, многоплановость действия. Концептуальный замысел реализуется путем воздействия на разные органы чувств и стороны чувственного и образного восприятия зрителей. Применение смелых игровых приемов (выход актеров в зрительный зал), острых шуток, розыгрышей – разрушает автоматизм зрительского восприятия и академичность действа. Простой путь прочтения классического наследия – современные костюмы на фоне исторически достоверных декораций или наоборот, – есть прямое указание на связь времен. Декорации Алена Лагарда выглядят типичными для классических французских мюзиклов. Монтаж сцены подчиняется темпоритму спектакля: частые смены видеопроекций (сцена театра, городская улица, дождь) и архитектурных декораций (стены, лестницы, балконы, колонны). Великолепные костюмы и роскошные живописные пейзажи заставляют зрителя путешествовать в эпоху Моцарта. Общая световая гамма спектакля (художник по свету Жак Рувеиролль) решена в ярких тонах: много розового, красного, серебристого, белого. Сценические костюмы Жижи Лепаж – широкие платья, корсеты, расшитые камзолы, кружевные жабо, банты, накрахмаленные парики и аксессуары (веера, шляпки, трости, украшения) – в полной мере отражают все разнообразие и богатство причудливой эпохи Моцарта. Художниками тщательно разрабатывались детали каждого сценического образа от грима и прически до платья и выразительных пластических приемов, жестов. Великолепно созданы женские образы: грим, яркий макияж, тату, использование огромных накладных розовых ресниц, сложнейшие высокие прически в виде бутона цветка или ракушки, роскошные платья, усыпанные кристаллами, – приковывают внимание зрителей. Хореография Дэна Стюарта, постановщика бродвейских мюзиклов, придает динамизм спектаклю. Спектакль никак нельзя обвинить в наличие декоративных или статичных сцен с актерами. Его отличает эмоциональный накал, наличие развернутых танцевальных номеров.
По-новому подошли авторы к интерпретации образа Моцарта (Микеланджело Локонте). Подкупает зрителя удивительно пластичный, подвижный, выразительный главный герой. Успех артиста был одержан благодаря исключительному искусству выразительной декламации, способности певца-актера, мастерству танцевальных и пластических трюков. Его удивительно продуманный образ – выразительные глаза, небрежно причесанные волосы, резкие порывы в движениях, игра интонациями от грудного звучания до мягкого фальцета – насыщают действием каждый миг пребывания его на сцене. Персонаж Моцарт крайне сложен, многолик: перед нами то пылкий юноша или серьезный придворный музыкант, то герой-бунтарь или одинокий отвергнутый человек. Своим успехом он во многом обязан работе художников и стилистов: роскошные камзолы красного, розового, черного, серебристого цветов, дополненные яркими аксессуарами (пуговицы, цепочки, кружева, стразы) выглядят стилизацией эпохи композитора. Но они так органично передают общую сценическую атмосферу спектакля. Страстная любовь к жизни, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира, – таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение и в его музыке. Именно таким должен предстать перед публикой этот исторический персонаж. Именно он должен стать символом творческой личности нового времени. Конфликт в действии сосредоточен на столкновении двух противоположных типов музыкантов: непосредственного и самобытного гения и угрюмого и завистливого рационалиста. Различны не только типы героев, но и натуры их: Моцарт – светлый, чистый, жизнелюбивый; Сальери – фанатик, героичен и лиричен одновременно. Все персонажи рок-оперы, не смотря на то, что связаны с сюжетом и биографичны, показаны в новом свете. В спектакле задействовано около 60 артистов, включая эстрадных и оперных певцов, танцоров, актеров, музыкантов камерного оркестра и рок-группы.
Новое время рождает множество своеобразных современных форм жизни музыкальной классики в ином сценическом пространстве. Образ Моцарта XXI века – дерзкий, свободный, обаятельный, талантливый, влюбленный – ворвался на современную сцену. Он стал новым музыкальным символом новой эпохи, он созвучен этой эпохе. Убедить зрителя в обратном невозможно. Музыка Моцарта и сегодня находит своего слушателя, ее мощный художественный заряд в той или иной форме оказывает воздействие и в любой интерпретации противостоит музыкальной безвкусице.
|