Интерес к национальному самосознанию Процессы глобализации привели к пространственному сближению государств, усиливая противоборство различных ценностных установок, проверяя на прочность национальные духовные приоритеты. Не случайно в этом мировом горниле не только обострились этнические столкновения, но и заметно возрос интерес к специфике национального самосознания, Без осознания собственной идентичности невозможен действенный поиск своего пути, вдохновляющей линии жизни. И подобно тому, как человек способен совершить множество серьёзнейших ошибок и не в состоянии себя адекватно творчески реализовать, если игнорирует познание собственной природы, своего естества, действуя сугубо по конъюнктурным соображениям, так и культура в отрыве от своих корней обречена. Как неотъемлемая часть восточнославянского мира, белорусская культура нередко становилась миметической, подражательной, эклектичной, импортируя, в первую очередь, западные идеи, ценности, формы культуры. Иными словами, органичный, естественный рост восточнославянской духовности нарушался нередко внедрением заимствованных ценностных установок. По своей фундаментальной направленности белорусская культура представляет собой эмпатический тип культуры, в которой культивируется способность человека к сопереживанию, чувствованию, толерантности, богатству душевных проявлений, что отражено в самом имени “Белая Русь”. Существует достаточно интересное предположение, которое обосновывает филолог П. Крапивин об этимологической близости слова “Русь” слову “вода” (по-итальянски ruscello-ручей; на лат.языке—ros – роса, влажность и т.д.). Вода, как известно, является символом женственного, чувственного начала, животворного очищения. Белый цвет символизирует чистоту, любовь, красоту. Эмпатическая направленность белорусской культуры объясняет её толерантность, “рахманасць”,” памяроунасць”, что проявляется в отсутствии этноцентризма, мирном сосуществовании различных наций, религиозных конфессий. Так, не случайно именно в Беларуси в 18 в. Удалось внедрить такую компромиссную форму христианства как униатство. Более 70% населения стали униатами. Эмпатией объясняется и доминирование в белорусской культуре художественного творчества, отсутствие развитых философских, научных систем. Следует подчеркнуть, что в силу своей архетипической направленности белорусская культура тяготеет не к экспансии, прониканию, но проникновенности, вслушиванию в мир , гармоническому единению с природой , отсутствию амбициозности , агрессии. И хотя белорусская культура по своей ключевой направленности близка восточной культуре, есть и принципиальные отличие. По своей сакральной глубине восточный менталитет является эмпатическо-мистическим, или эмпатическо-интровертивным, стремящимся к единству с Абсолютом. Восток—это устремлённость к овладению безграничностью внутреннего пространства, это не привязанность к мирскому, это преодоление земного притяжения, это образ парящей в небе птицы. Белорусская культура духовна близка русской культуре. Обе культуры объединяет осознание ценности душевного опыта, способности к сопереживанию, состраданию, коллективизму. Но существует и принципиальное различие. Историческое развитие зафиксировало одну важнейшую особенность. Русская культура в процессе своей эволюции впитала не столько дух востока, сколько азиатчины. В известное время монгольская империя на 250 лет заблокировала для России возможность непосредственных глубоких контактов с восточными культурами, Западной Европой , насаждая в процессе захватнических воин вкус к экспансии во внешнем пространстве. Русская культура нацелена на формирование глобально-коллективного “я”. Белорусская культура всегда грезила не о далёком, но о близком, осознавая значимость “тутэйшасцi”, сопрягая своё неторопливое движение во времени и пространстве с чувством меры, здравого смысла, избегая крайностей, тяготея скорее не к революционному, а эволюционному пути развития, проявляя заботу не о глобальном, но локальном, конкретном , местечковым, формируя локально-коллективистское “я”. | |
| |
Просмотров: 139 | | |
Всего комментариев: 0 | |