Начало XXI века обретает целый ряд сложившихся определенных характеристик, среди которых изобилие информации и дефицит времени. Родилась ситуация, когда стали считать, что некогда заниматься искусством, даже если этого хочешь. Постепенно сокращаются возможности у подрастающего поколения изучать искусство на всех ступенях обучения (кроме детского сада), особенно условия меняются к худшему в старших классах школы, колледжах, вузах. Проводимая работа на уровне самодеятельности уже не устраивает самих обучаемых. Так, исполнение музыки кажется подобным работе иллюзиониста. Вроде не прилагается никаких особых усилий, но чудо создается, и не понять, как это делается. Все разговоры о том, что надо много учиться и тогда все станет доступно, уже никого не утешают, нет времени. Потому так важны инновационные технологии развития музыкальных способностей и инновационные методики объяснения музыкальных явлений.
В рамках данной статьи из триады основных видов музыкальной деятельности (сочинение музыки, ее исполнение и слушание) остановимся преимущественно на слушании музыки. Если задаться вопросом, какой результат в итоге организации прослушивания музыки достигается, то приходим к выводу, что чаще всего это психологическая разгрузка, любование, наслаждение, обогащение эмоционального внутреннего мира, настройка на гармонию космоса, духовный полет. Несомненно, это и есть главный результат. Но данный процесс воссоздания в сознании и восприятие художественных образов носит личностный характер, сугубо индивидуален и с трудом поддается объяснению. Он как бы «нематериален», не просчитывается, не осознается до конца самим слушателем. Считается, что музыкальное искусство так и осталось тайной, общее и музыкальное образование продвинулось мало, неэффективно прошли музыкально-познавательные акты. Даже не столь важно количество прослушанных произведений, так как в памяти учащихся осталось лишь впечатление о музыке (или отдельные мелодии, темы, мотивы). Можно ли сделать вывод, что время растрачивается на развлечение? Это не совсем так, все же процесс познания в том или ином виде состоялся. И.Бродский в своей нобелевской лекции писал: «Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал» [1].
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, можно попробовать применить инновационные технологии, активизировать все три метода, не оставляя без внимания ни один из них. Тогда будет обеспечена объективация процесса музыкального обучения в ходе работы по слушанию музыки и результативность может проявиться сразу по нескольким параметрам. Инновационность прежде всего подразумевает не столько новизну, как качественные, обеспечивающие эффективность модели, удобные для применения на практике, гарантировано востребованные на рынке образовательных услуг. В качестве инноваций здесь будет применяться специально разработанная технология тренинга по слушанию музыки, преимуществами которой являются: а) постоянная ориентация на познание духовной и природной основы жизни, воспитание духовной культуры; б) четкость и определенность поставленной главной дидактической задачи; ее варьирование и содержательное обогащение, дополнение сопутствующими задачами; б) учет специфики работы психических процессов и последовательное их включение (все начинается с внимания); в) слуховые и наглядно-иллюстративные методики в комплексе с компьютерной графикой и анимацией для показа и разъяснения средств музыкальной выразительности.
Конкретизированное методическое наполнение можно показать в тренинге по слушанию музыки, начиная с формулировки цели, например, развития музыкальных способностей (акцентируя конкретно 1-2 качества), где сопутствующими задачами будут запоминание на слух 10 произведений классической музыки, обогащение необходимыми для работы терминами из музыкознания с их практическим освоением. В процессе музыкального воспитания всегда ставилась проблема диагностики, педагогической опеки и организованного развития способностей ребенка. Уточним, что способности – это индивидуальный комплекс свойств и качеств личности, обеспечивающий успешность в работе в определенной сфере, подчеркивая при этом слово успешность и, выделяя его, как ключевое в понимании сущности способностей относительно определенной области деятельности. Изучая проблему музыкальных способностей, невозможно обойтись без работ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, В.А. Крутецкого и др. Среди работ музыкантов – Б.В, Асафьва, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, А.Г. Каузовой и др. Есть много способов целенаправленного развития определенных свойств и качеств личности для того, чтобы впоследствии не сожалеть о напрасно потерянном времени в освоении той или иной деятельности. Для этого нужно специально обратить внимание на возможности ребенка, на уникальный и неповторимый комплекс его общих и музыкальных способностей
Первое, на что нужно обратить внимание, это то, что музыкальность, проявляясь во всех психических процессах, свойственных человеку, наполняет их, становится функциональной, переходит в называемые и реально существующие качества [2]: внимание - музыкальное (слуховое) внимание; восприятие — музыкальное восприятие; память - музыкальная память; мышление - музыкальное мышление; воображение - музыкальное воображение; воля — воля в музыкальной деятельности (воля дирижера, исполнителя и т.д.). Мы перечислили фактически психические процессы, от которых всецело зависит любая деятельность. В музыкальной деятельности каждый из процессов постепенно завоевывает эпитет музыкальное, так как получает данное наполнение при соответствующей деятельности.
Следующий важный шаг в представленном нами тренинге — определение акцентирования в последовательности работы данных психических процессов. Если спросить аудиторию слушателей, о каком психическом процессе нужно позаботиться в самом начале, то в ответ можно услышать, что начинать надо с активизации мышления, восприятия. Так ли это? В разработанной нами методике на первое место выступает внимание [3]. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и вместе с тем с таким трудом не находит себе места в научных обоснованиях, как внимание. Многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса, указывается, что оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Вместе с тем, его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Если правильно организовать и нацелить внимание, обеспечив при этом совокупность стимулов, его поддерживающих, то процесс обучения станет в несколько раз эффективнее. Однако, тезис о предметной направленности внимания также не упускается из виду. Наполнение психических процессов в данном случае невозможно без общения с художественным образом, отдельно выделенными средствами музыкальной выразительности [3]. Как на элементарные составные распадается калейдоскоп средств музыкальной выразительности, так на элементарные качества и свойства распадается способность человека чувствовать и понимать музыкальный образ: интонация – интонационный слух, высота звука – звуковысотный слух, лад – чувство лада, ритм – чувство ритма, тембр – тембровый слух, динамика – динамический слух, мелодия – мелодический слух, гармония – гармонический слух, полифония – полифонический слух, форма – чувство формы, жанр – чувство жанра, стиль – чувство стиля.
Одной из эффективных методик и инновационных технологий решения проблемы выступает визуализация музыкального языка (выделяются и визуализируются наиболее характерные средства музыкальной выразительности для каждого конкретного произведения), где объяснение сложных явлений с помощью компьютерных технологий можно сделать доступным, простым, наглядным и ясным. Чаще всего такие методики основаны на взаимодействии искусств. В широком понимании визуализация — это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания [2, 3, 4, 5]. Процесс визуализации заключается в придании зримой формы объекту или процессу, создание четких, устойчивых и ярких образов. Для того, чтобы расширить рамки восприятия, необходимо разработать методику визуализации каждого нового для слушателя музыкального явления, только тогда оно будет восприниматься осознанно и переноситься впоследствии на другие ситуации. В нашем исследовании были отобраны такие выразительные средства, как ритм, тембр, мелодические контуры, звуковысотное движение мелодии, гармония, форма музыкального произведения, динамика.
По различным средствам музыкальной выразительности был разработан (или найден из других источников) визуальный вспомогательный материал, в котором отчетливо и ясно изображаются специально выделенные музыкальные краски в конкретном произведении. Все это делает показ изучаемых художественных явлений в синтезе с визуальной методической интерпретацией и комментариями, в которых музыкальные явления связываются с жизнью, более определенным и понятным. В итоге специального поиска было найдено визуализированное выражение художественных музыкальных средств для музыкальных произведений И.С.Баха, И.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.ван Бетховена, Ф.Шопена, Э.Грига, И.Брамса, П.И. Чайковского, И.Стравинского. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала значительное повышение эффективности процесса слушания музыки для разных возрастных групп. Это отразилось в следующих критериях: внешнее выражение эмоционального переживания музыки, понимание смыслов (глаза, мимика, непроизвольные движения); целенаправленность и сосредоточенность внимания в процессе слушания музыки; осознанность использования композитором и исполнителями определенного художественного средства; ясность представлений и опора на них при последующем обсуждении; отчетливая фиксация в памяти и долгосрочность запоминания изученного материала; способность к повторению голосом; эмоциональная отзывчивость; положительные эмоции. Организация процесса слушания музыки на основе методик визуализации показывает результаты в среднем на 40 - 50 процентов выше, чем в обычных условиях, по каждому из названных критериев.
Музыкальные занятия по слушанию музыки с инновационной технологией визуализации для решения определенных задач обеспечивают развитие музыкальной наблюдательности у школьников, развитие творческого воображения, укрепляют интерес к искусству, что может послужить прочным фундаментом для их дальнейшего самостоятельного изучения музыки, живописи, компьютерной графики, а, следовательно, жизни.
|