Графика : теоретические основы

Графика является одной из интересных изобразительных техник, требующей точности, чёткости, органичного сочетания изобразительных средств. На занятиях графикой учащиеся используют возможности графики для создания выразительной творческой работы, основой которой является композиция. Знание теоретических основ композиции необходимо для того, чтобы успешно заниматься художественно-творческой деятельностью и развивать индивидуальные творческие способности.  

         Теоретические аспекты композиции включают в себя различные знания, которые являются основой изобразительной деятельности: знания о пропорциях, перспективе, светотени и цвете и другие. Практическое применение композиционных знаний позволяет обучающимся изобразительному искусству более успешно решать учебные задачи.  

         Существуют близкие по смыслу трактовки понятия «знания», приведём одно из определений знаний. Например, Г.М. Коджаспирова отмечает, что «знания (в широком смысле) – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека, которое выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений…» [1, с. 44–45]. Здесь знания выступают в качестве подтверждённого практикой,  результата процесса познания.  

         Областью наших научных интересов является композиция. Ряд исследователей занимались проблемой теории композиции в изобразительном искусстве (М.В. Алпатов, В.В. Ванслов, Н.Н. Волков, Ю.С. Сомов, Е.В. Шорохов и другие), чьи научные работы позволили расширить представление о понятийной структуре композиции, её закономерностях, средствах, приёмах. Считаем необходимым привести общую характеристику содержания композиционных знаний.  

         Анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что понятие «композиция» приводится в различных значениях, например, как предмет художественной деятельности; один из способов формообразования в искусстве; процесс художественного творчества, складывающийся из отдельных этапов и другие. В связи с большим количеством определений композиции считаем целесообразным привести лишь некоторые из них. Например, И.И. Платонова, В.Д. Синюков приводят следующую трактовку композиции: «композиция (от лат. сomposition – сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое…» [2, с. 189–191]. Композицию авторы данного научного источника рассматривают как процесс художественного творчества, складывающийся из отдельных этапов, придающих произведению искусства  целостность. В Популярной художественной энциклопедии композицию объясняют как «…конкретная разработка идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в произведении, установлением соотношения объёмов, света и тени и так далее…» [3, с. 352]. В данном определении, в отличие от предыдущего, композиция является одним из способов формообразования в искусстве.  

         В интерпретации Н.Н. Волкова композиция произведения искусства является замкнутой и структурой, в которой каждые её постоянные элементы связанны единым смыслом. Е.В. Шорохов трактует данное понятие следующим образом: «композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целым частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения» [4]. Данная авторская трактовка характеризует композицию как единую художественную форму изобразительного искусства со взаимосвязанными структурными элементами.  

         Обобщая выше сказанное, следует отметить, что, применительно к нашей области знаний, мы придерживаемся определения Е.В. Шорохова, которое наиболее полно, раскрывает сущность понятия «композиция». Основываясь на данной авторской точке зрения, мы можем сделать вывод о том, что композиция, как основной компонент произведения искусства, представляет собой также творческий процесс, который включает в себя познание и презентацию в художественно-образной форме содержания произведения с помощью совокупности композиционных знаний.  

         Анализ различных научных источников исследователей в области теории  изобразительного искусства (Р.В. Паранюшкин, Д.С. Сенько, Н.М. Сокольникова и другие) позволяет отметить, что под композиционными знаниями понимаются основные теоретические аспекты композиции — законы, правила, приёмы и средства композиции [5, 6, 7].   

         Вместе с тем деление содержания композиционных знаний на законы, правила, приёмы и средства, на наш взгляд, относительно, так как у разных авторов данные понятия трактуется по-разному.   

         Одним из основных категориальных элементов композиционных знаний являются законы композиции. Из множества авторских интерпретаций композиционных законов остановимся на некоторых из них. Е.В. Шорохов под композиционными знаниями понимает законы композиции и композиционные правила, приёмы и средства. Основные законы композиции он формирует следующим образом: закон цельности, контрастов, новизны, подчинённости всех средств композиции идейному замыслу, закон жизненности, закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости [4].  

         С.А. Введенская обращает внимание на такие композиционные законы, как закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идей­ному замыслу. Вместе с тем, данный автор в содержании композиционных знаний в качестве основных компонентов также выделяет приёмы и средства [8].  

         Наличие небольших отличий в авторских классификациях законов композиции позволяет отметить, что применяя какой-либо один из композиционных законов в создании произведения, также учитываются и другие — наблюдается взаимосвязь основных категорий композиции.  

         Кроме законов, в содержание композиции также входят правила, приёмы и средства. Обобщая авторские классификации данных понятий, считаем целесообразным перечислить некоторые структурные компоненты, входящие в состав композиционных правил, приёмов и средств [5, 6, 7, 8, 9].  

         Правило в композиции является своеобразной закономерностью, соотношением отдельных изобразительных элементов, которое способствует созданию более выразительного, оригинального произведения. К композиционным правилам относятся ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрию и асимметрию, параллельность в композиции, расположение главного на втором плане. Вместе с тем, для создания более выразительной композиции целесообразно было бы использование композиционных законов и правил в сочетании с приёмами и средствами.  

         Композиционные приёмы являются способами достижения художественно-образной цели создания произведения. Поэтому существует множество приёмов композиции, каждый из которых учитывается в зависимости от поставленных задач в художественной деятельности. Вместе с тем, к основным приёмам композиции многие авторы разных теоретических источников (С.А. Введенская, С.А. Гавриляченко, Е.В. Шорохов и другие) относят: передача впечатления монументальности; выделение и передача пространственных планов.  

         Средства в композиции выступают совокупностью приспособлений, служащих для воплощения авторских идей посредством их изображения на плоскости или в объёме  чаще всего являются общими для всех видов изобразительного искусства (линия, штрих, пятно, светотень и другие).           

         Поскольку наше исследование касается формирования композиционных знаний средствами графики, то целесообразно указать специфические выразительные средства графики, к которым относят основные элементы изображения (линия, штрих, пятно, точка; цвет), средства их организации (ритм, равновесие, цельность, симметрия и так далее), свойства поверхности для изображения. Рациональное использование выразительных графических средств позволяет создать эстетически привлекательное произведение искусства и способствует дальнейшему его восприятию. Эффективность использования композиционных знаний определяет ряд требований, характеризующий действия и итоговый внешний вид произведения искусства: целесообразность, соподчинённость, соразмерность, художественная многозначность и выразительность.   

         Обобщая выше сказанное, необходимо сделать вывод о том, что композиция выступает одним из основных структурных элементов произведения искусства и с помощью совокупности собственных законов, правил, приёмов и средств позволяет создать грамотное творческое произведение.  

         Следовательно, композиционные знания формируются в результате  учебно-творческой деятельности на занятиях изобразительным  искусством, в частности графикой, поскольку любое произведение следует создавать, уделяя непосредственное внимание основам композиции.  

         Таким образом, реализация на занятиях графикой уже имеющихся и приобретённых знаний в сочетании с практической деятельностью позволяет учащимся расширить, углубить, систематизировать композиционные понятия, категории, осмысленно выполнять индивидуальные задания с целью достижения более выразительного результата.  

Категория: Культура | Добавил: lipnishki (12.04.2018)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar