В последнее время в общественно-гуманитарных науках заметно активизировался интерес к гендерным исследованиям. Однако часто смешиваются понятия «половое воспитание», «проблемы пола, брака, семьи», «половая социализация», «женское образование» «гендерное воспитание», «гендерное образование», но при этом суть изучаемой проблемы остается прежней. Поэтому прежде всего необходимо уточнить понятийный аппарат гендерологии. Отметим, что в отличие от пола, то есть естественных, неизменных биологических особенностей мужчин женщин, под гендером понимается сложный социокультурный конструкт, верифицируемый через различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужественностью и женственностью (типично мужским и типично женским), предписываемых обществом женщинам и мужчинам. Не биологический пол, а социокультурные нормы и гендерные стереотипы определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, поощряя одни и негативно оценивая другие. При этом гендер не является неизменным и универсальным: в разных социумах гендерные роли и стереотипы варьируются и значительно различаются.
Таким образом, гендер – организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами. Следовательно, в учебном и научном дискурсе термин «пол» должен употребляться в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами, использование термина «гендер» возможно при описании либо анализе социально и культурно обусловленных аспектов формирования и развития индивида как женщины или как мужчины.
Очевидно, что в центре внимания гендерных исследований находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчине и женщине, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах – все то, что переводит проблематику пола из области биологии в сферу социальной жизни, культуры.
Выявить гендерно ориентированные учебные дискурсы возможно через экспликацию гендерного дисплея и гендерного гепа. Гендерный дисплей есть социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности и ее манифестации. Гендерный геп – различие в ментальности женщин и мужчин, поддерживаемое гендерными ролями и определяемое социумом [1]. Именно гендерный дисплей способствует верификации способностей, видов деятельности женщин и мужчин, закрепленных через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы, поэтому правомерно изучение гендерных стереотипов поведения и их проявления в образовательном пространстве. Под гендерными стереотипами мы, вслед за А.В. Кирилиной, понимаем культурно и социально обусловленные мнения и представления о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке [2].
Конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятием, интерпретируются через преподавателя. Эта подсознательная схема создает контекст, на фоне которого происходит ролевая подготовка и целенаправленная социализация личности. Таким образом, проблема воспитания индивидуальности, ставшая актуальной для современной педагогики, высвечивается в свете гендерной концепции с новой стороны – признания ценности разных мальчиков (в том числе – и совсем не мужественных и не отважных) и разных девочек (также вовсе не похожих на своих сверстниц).
Не прививать шаблонные стереотипы женственности и мужественности, не создавать искаженные гендерные роли, а научить выбирать среди многообразия проявлений культурных составляющих гендера наиболее приемлемые для подрастающей личности, развивать толерантность мышления, воспитывать – вот цель гендерного образования. Разумеется, это означает кардинальное изменение методов образования путем введения в образовательный процесс методов «парсипаторного (участвующего) знания», методов «коллаборативного (партнерского) писания», триангуляции (одновременного сочетания нескольких методических стратегий) [3].
Культивирование в обучении разнообразных методов взаимодействия и уникальных эмоциональных форм общения может стать существенным моментом преподавания в современном вузе. Нельзя не согласиться с Мертоном, справедливо заметившим, что ключ к знанию лежит через постижение «внутренней самости студента». Идеи «заинтересованной» педагогики, на наш взгляд, дают возможность обогащения процесса обучения субъективным опытом пережитого знания, способны стать тем методом обучения, который реально приводит к проявлению сопричастности аудитории, что позволяет трансформировать сознание студентов и способствует их самопознанию.
Если в конце ХХ века на постсоветском пространстве гендерное образование в высшей школе осуществлялось только в виде спецкурсов, спорадически возникавших и не всегда обеспечивавших всестороннюю оценку подготовки женских и мужских кадров и их востребованность в социуме, то уже в ХХI веке разработаны курсы, отражающие гендерную специфику разных областей знания, созданы гендерные центры и лаборатории на базе институтов, занимающиеся анализом моделей гендерных взаимоотношений, трансформирующихся в пределах глобальных изменений в образовательном процессе высшей школы [4].
Изменение роли гендерного измерения в теории и практике общественной жизнедеятельности в немалой степени связано с ростом индивидуальности в реалиях общественной жизни, с гуманизацией и гуманитаризацией высшего образования. Если гуманитаризация достигается внедрением в учебные планы социально-гуманитарных дисциплин, то гуманизация образования означает создание особой среды, способствующей развитию у студентов творческого мышления, условий, обеспечивающих их личностный рост, социальную компетентность и адаптацию, полноценное участие в учебном процессе, что согласуется с идеями гендерного образования.
В настоящее время уже есть первые опыты анализа отечественного гендерного образования с опорой на теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерных систем. На педагогическом факультете Гродненского государственного университете им.Я.Купалы введен курс «Гендерный аспект коммуникации» для студентов специальности «Начальное образование».
Цель курса – сформировать представление о теоретических и методологических основах гендерного аспекта коммуникации; раскрыть практическую значимость гендерных исследований в работе с младшими школьниками
Задачи курса: установить место и роль гендерной составляющей процесса коммуникации; рассмотреть социокультурные предпосылки становления гендерных исследований; проанализировать особенности гендерного поведения в социуме; познакомить с правилами речевого поведения, в том числе и гендерного; исследовать речевое поведение мальчиков и девочек в одно- и разнополых группах; выявить гендерные стереотипы и установки, отраженные языковым сознанием и реализованные в текстах; установить критерии формирования гендерных ролей в процессе социализации.
Знание и понимание основных положений курса позволяет расширить профессиональную компетентность студентов, помогает использовать полученные знания непосредственно в педагогической деятельности.
Структура и содержание курса позволяют связать теоретические положения с конкретными исследовательскими методами и приемами и предусматривают междисциплинарные связи (с русским языком, с культурой речи, с психологией и др.).
Содержание и задачи курса соответствуют требованиям образовательного стандарта специальности «Начальное образование».
На основе компетентностного подхода нами были разработаны требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- знать основы теоретических знаний в области теории коммуникации и гендерных исследований;
- знать механизмы гендерной социализации как усвоения социальных ролей, свойственных мужчинам и женщинам;
- уметь анализировать усвоение гендерных ролей детьми;
- овладеть моделями оформления речевых произведений с позиций гендера;
- уметь производить анализ учебников и учебных пособий для начальной школы с учетом гендерного фактора;
- выработать навык конструирования гендерно ориентированных произведений в различных субкультурах.
В результате опроса, проведенного перед чтением курса со студентами заочной формы обучения, выяснилось, что только 2 % студентов имеют общее представление о гендере, гендерном образовании, гендерном аспекте коммуникации. Наибольшие затруднения у обучающихся вызвали вопросы, связанные с гендерной ролью (частый ответ – быть женщиной – является обобщенной мистификацией), гендерным поведением (ответ отражает гендерный стереотип: вести себя как настоящая женщина), гендерной идентификацией (как правило, нет ответа). Использование дискуссивных методов обучения, мультимедийных технологий (презентации лекций, задания к практическим занятиям, обучающие и контрольные тесты), различных форм организации образовательного пространства способствовало эффективному усвоению учебного материала, развитию дискурсивного мышления студентов, а следовательно, активизации когнитивных и прагматических процессов речевой деятельности обучающихся в рамках гендерной парадигмы. Анализ итоговых контрольных работ в виде рефератов, эссе со всей очевидностью позволил нам утверждать, что цель и задачи курса достигнуты в полной мере; студенты продемонстрировали достаточно высокий уровень академических, языковых и профессиональных компетенций, сумели обоснованно внедрить полученные знания в учебно-воспитательный процесс; кроме того обучающиеся четко позиционировали свои гендерные роли, гендерную идентичность.
Таким образом, гендерное образование в вузе должно быть ориентировано на критическое восприятие гендерной идентичности (как человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры, и как он сам себя категоризирует), на выработку собственного гендерного самосознания, гендерной роли, способствующих успешной адаптации в обществе, в социально-культурной коммуникации, в построении профессиональной деятельности и достижении определенных результатов с позиций гендера.
|