Для каждой ступени школьного образования характерны свои показатели качества. А для школы в целом, несомненно, он, этот показатель, один: успешная социализация ее выпускников.
Поэтому цель образования сегодня предопределяется очень широким представлением: не наполненный знаниями, а социализированный человек, способный к успешной жизни в быстро меняющихся условиях, которые характеризуются, множеством проблем и противоречий, большим разнообразием, динамикой перемен и информационным прессингом.
Отсюда возникает проблема: в современных социально-экономических условиях диплом об образовании еще не гарантирует выпускнику достойной трудовой занятости. Успешность молодого человека определяется дипломом и компетентностью.
На семинарах Совета Европы составлен список ключевых компетенций жителей Европы, которые актуальны для жизни в условиях рыночной экономики.
Сейчас много говорят о том, что в школе 21 века необходима иная, чем сейчас, логика понимания образования: это не только внешняя по отношению к ребенку деятельность, но и процесс, и результаты деятельности самого ребенка. Результатом так понимаемого образования является сама личность, ее существенные характеристики, то, что реально определяет поведение человека. В этом суть компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход делает акцент на получение опыта самостоятельного решения проблем. Таким образом, компетенции являются новым типом результата образовательной деятельности и в условиях компетентностного подхода становятся основным результатом образования.
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, мы пришли к своему его пониманию. Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.
Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.
Необходимо заметить, что в здоровьесберегающей деятельности учителя недооценка внимания психическому и духовно-нравственному здоровью значительно снижают эффективность проводимой работы. Как известно, к важнейшим причинам неблагополучного состояния здоровья учащихся относятся интенсификация учебного процесса, а также стрессогенная его организация, что вызывает у школьников нарушения нервно-психической сферы, в т.ч. и состояние переутомления. Эти обстоятельства обуславливают сегодня особую актуальность педагогической психологии здоровья, овладения методами и приемами педагогической психотерапии и психокоррекции. Очень важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только психологи, но и учителя. Не надо доказывать, что школьники в учебном процессе постоянно нуждаются в психологической помощи и поддержке, на что и направлено использование приемов артпедагогики. Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка. Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли. Применение артпедагогики особенно органично на предметах образовательной области «Искусство» Эта органика обусловлена тем, что структурной основой артпедагогики как двух взаимосвязанных методов являются различные виды искусства, а предметным полем влияния — чувственно-эмоциональная сфера личности: процессы восприятия и ощущений, рефлексивных способностей и эмоционально-волевой регуляции, невербально-коммуникативной культуры.
Вся работа на факультативах и уроках по изобразительному искусству носит целенаправленный характер, развивает самостоятельность учащихся при выполнении художественных изделий. Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими. Поэтому на факультативных занятиях стараюсь использовать артпедагогические упражнения. При использовании этих приемов в работе с учениками необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.
Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин... Эти материалы стимулируют ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия, и соответствующие задания, например «Рисование по точкам».
Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».
Среди ключевых компетенций можно выделить социальные компетенции, которые обеспечивают ценностно-смысловую направленность личности, сформированность гражданской, валеологической и психолого–педагогической грамотности и культуры, способность к социальному взаимодействию, а также психосоциальную адаптацию. Формируя эти компетенции, учитель предполагает, что ученик должен быть способным:
– организовывать свою жизнь в соответствии со социально значимыми представлениями, нормами, требованиями о здоровом образе жизни,
– руководствоваться правами и обязанностями гражданина,
– следовать в своем поведении общечеловеческим, культурным ценностям,
– разрабатывать и осуществлять проекты самосовершенствования в течение всей жизни,
– добывать информацию из разных источников и управлять знаниями для решения социально-профессиональных задач, сотрудничать, руководить людьми и подчиняться,
– находить решения в разнообразных ситуациях.
Условия осуществления артпедагогического воздействия на личность ученика в процессе нравственного воспитания в школе представляют собой направленную совокупность всех и каждого структурного компонента основных видов художественной деятельности учащихся на нравственный результат: обогащение содержания видов художественной деятельности ситуациями нравственного выбора; моделирование различных вариантов творческих заданий для учеников, направленных на установление гуманных отношений детей друг с другом; организация процесса работы с художественными образами коммуникативного характера, рассчитанного на взаимообмен нравственными ценностями; придание результатам (продуктам) творчества ученика социальной значимости, общественной полезности; организация позитивного полисубъектного художественного взаимодействия в системе «педагог — ребенок».
Для создания ситуации успеха и сохранения положительных эмоций работы учащихся экспонируются на постоянно действующей и передвижных выставках. Хочу отметить, что предмет «Изобразительное искусство» заканчивается в 5 классе. Но ученики, которые начали посещать факультативы по изобразительному искусству на I-й ступени обучения, продолжают заниматься и в старшей школе. И как результат такой работы – победы на городских, областных, республиканских и международных конкурсах. Теоретические основы артпедагогики я изучала в течение 2 лет как тему по самообразованию. И один из уроков с использованием артпедагогических приемов был размещен на сайте Всероссийского фестиваля открытых уроков «1 сентября», членом клуба которого я являюсь уже несколько лет. А практическими наработками я делилась на заседаниях городского методического объединения, на мастер-классе в ходе областного семинара, на курсах в областном институте развития образования г. Бреста. По результатам использования артпедагогических приемов в своей работе делаю вывод о том, что такой метод работы помогает детям справляться со своими проблемами психологического истока, восстанавливать эмоциональное равновесие и переключаться с отрицательных переживаний на положительный и позитивный лад, формируя и развивая при этом социальные компетенции. Следовательно, наработанная мной практика подтверждает все основные теоретические положения и получила продолжение в работе коллег в нашей школе.
|