Белорусская культура в древности
Большой промежуток времени, в течение которого формировалась культура Беларуси, отмечен большими сложностями и противоположностями. В духовной жизни беларуской народности, кроме только своего, довольно отчетливо прослеживаются приметы и черты общей для всех восточных славянских племен культуры. Особенное влияние оказало пребывание беларусов в составе Киевской Руси или древнерусской державы.
Со времени первого поселения славянских племен кривичей, дрыгавичей, радимичей на нашей земле в 7-8 столетиях происходило тесное переплетение всех культур с культурой балтийских племен. Кроме того, свое влияние оказали финские племена. То есть, мы должны также учитывать воздействие культур литголов, жемайтов, аукштайтов, пруссов, яцвигов. Отдельно можно также выделить последствия близкого и совеместного проживания с племенами чудь, весь, мурами, мордвой, марийцами, коми, удмуртами и корелами.
В противоположность другим народам и народностям с самого начала беларусы стремились мирно сосуществовать со всеми местными и близживущими племенами и не враждовать за земли. Поскольку балтийские племена находились на более высоком уровне развития культуры, неизбежной стала постепенная мягкая ассимиляция местного населения, что произошло еще до принятия в конце 10 столетия христианства.
Не случайно мы встречаем повсеместно балтийские названия рек – Беседь, Бобруйка, Вилия, Волма, Гайна, Дражня, Ислачь, Лоша, Нарочь, Наровля, Пина, Уша и т.д.
Яцвижского происхождения принято считать названия рек – Груда, Зельва, Сегда, Кшна, Сокольда и др.
На состояние культуры Беларуси того времени влияли многочисленные субъективные и объективные факторы. Одни из них положительно отражались на духовной жизни, другие тормозили ее развитие. Однако в целом наблюдался устойчивый процесс постепенного обогащения всех сфер творческой культурной деятельности человека. Беларусь прошла свой исторический путь до появления первых рукописей, от язычничества до христианства, от примитивных построек до величественных храмов, замков и дворцов.
В период Киевской Руси 9-13 столетий появилось много разных произведений культуры, которые одинаково принадлежат к духовному наследию белорусского, русского и украинского народов. Наилучшие из них распространялись по всем восточно-славянским землям и были в понятными для каждого из этих народов.
Западные земли Киевской Руси, как этнические земли беларусов, были местом рождения былин о Волге Святославовиче и Микуле Селяниновиче и о Добрыне-свате. Известна былина о том, как Киевский князь Владимир Святославович послал своих сватов в Полоцк чтобы получить от княжны Рагнеды согласие стать его женой. (Сегодняшняя английская королева Елизавета вторая является в 35 колене прямой наследницей нашей Рагнеды.)
Ученые отмечают, что некоторые выражения из эпических творений того времени и сейчас актуальны в наших литературных произведениях и диалектных выражениях беларусов – аксамиты, брешут, Вежа, кожухи, полон, свядомы, шызым и др.
Можно отметить существование довольно больших центров литературной жизни и переписки книг того времени в Полоцке и Турове, что дает основание предполагать, что в этой деятельности было задействовано немало образованных людей.
Безусловно талантливой и образованной можно назвать княжну Ефросинью Полоцкую (1120-1173 гг.), светское имя Предслава, дочь витебского князя Святослава Всеславича, внучку Всеслава Брячиславича, Всеслава Чародея, инокиню и просветительницу. В 12 лет она приняла монашеский постриг под именем Евфросиния (в
честь преподобной Евфросинии Александрийской). Будучи грамотной, Евфросиния много читала и с разрешения Илии, епископа Полоцкого, поселилась в келье у полоцкого Софийского собора, в котором находилась богатая библиотека.
Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню. Она открыла две школы для обучения письму, истории и языкам, греческому и латинскому. В 1127—1128 годы Евфросиния основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь.
Монастырь получил богатые вклады и Евфросинией в нём был построен каменный храм Спасителя, сохранившийся по настоящее время. Также Евфросинией была построена каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы вокруг которой возник мужской монастырь. Для неё из Византии была привезена Ефесская икона Богородицы, написанная по преданию евангелистом Лукой. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим. Стала первой женщиной на беларуских землях признанной святой.
Исключительный, великий вклад в развитие древней культуры совершил выдающийся писатель и просветитель Кирила Туровский. Ему принадлежат множество молитв и канонов. Он автор торжественных «Слов», поучений (сохранилось около 70 произведений на христианские и библейские сюжеты).
С детства он постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. Современники называли Кирилла Туровского «Златоустом».
Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников. По одной из версий литературоведов и культурологов Кирилла Туровский — автор «Слова о полку Игореве».
Отличительной чертой древних беларусов являлось увлечение музыкой, песнями, хороводными танцами которыми сопровождались культовые, семейные и другие праздники. Как правило, в таких играх и обрядовых песнях стремились участвовать все присутствующие.
Всем восточно-славянским племенам было знакомо творчество странствующих скоморохов, певцов, музыкантов, потешников, дрессировщиков зверей. Хотя христианская церковь отрицательно относилась к таким выступлениям, это не мешало их большой популярности среди простых людей, главным образом деревенских жителей.
Сравнительно рано пришла на беларуские земли каменная монументальная архитектура. Вначале культовая, в чем не маловажную роль сыграли византийские корни. Самой древней такой постройкой принято считать возведенный в 50е годы 11 столетия в Полоцке – Софийский собор. Позднее в Полоцке был возведен Борисо-Глебский монастырь, Спасо-Ефросиньевская церковь.
Славу древнему беларускаму зодчеству принесли Каложская церковь и Нижний храм в Гродно, Благовещенский храм в Витебске, Туровский 6ти столбовой храм и другие. Все культовые постройки украшены великолепными фресками, на которых хорошо чувствуется влияние византийских традиций. Из монументальных архитектурных памятников оборонительного характера можно назвать в первую очередь Каменецкую белую вежу.
Из особенных памятников беларуской культуры того времени можно назвать крест Ефросиньи Полоцкой. Он сделан в 1161 году выдающимся мастером-ювелиром Лазарем Богшей. На этой чудесной реликвии помещено 20 ликов святых, 60 орнаментных фигур и около 40 сложных деталей.
Характерной приметой тех времен являлось тесное переплетение культуры и религиозных верований. С языческих времен более всего поклонялись Перуну – богу молний, грома и дождя. От его воли, считалось, зависит положение в любом хозяйстве.
Широко был представлен у наших прародителей культ солнечных богов – Хорса, Дажбога, Купалы, Ярилы. В роли бога для животных, богатства и торговли выступал Валлес. Предки также верили в существование добрых и злых духов, которые сопровождали человека всю его жизнь. Долгое время поклонялись камням, наделяя их необычными свойствами помогать людям во время каких либо сложных испытаний.
Христианство в беларуские земли пришло как греческий православный обряд примерно в 10 столетии. Распространение христианства происходило в форме жесткого сражения против языческих обычаев и обрядов, за которые сильно держался простой народ. Постепенно были запрещены языческие массовые гуляния, хороводы и игрища.
Борьба против идолопоклонения нанесла свой урон развитию культуры, уничтожены были некоторые монастыри, ценные книги. Однако языческий обряд насыпания курганов на месте захоронений сохранялся еще 3 столетия после прихода христианства. Согласилась церковь и с языческим праздником Каляд, приравнявши к нему свои праздники рождения Христа и Крещения.
Выдающийся беларуский ученый Я.Карский сказал: “Вначале христианские идеи слабо проникают в народные массы, потом они долго уживаются с язычничеством, и только в конце одерживают верх (и то не всегда) над язычничеством.” Заслуга новой веры в том, что она способствовала расширению письменности на Беларуси, ее присоединению к сравнительно высокой византийской культуре. Именно монастыри стали центрами сложения и написания летописей, переписки книг, творений светской литературы, основания разных научных учреждений.
|