Из выпускников общеобразовательных школ лишь единицы профессионально или косвенно связывают свою жизнь и работу с изобразительным искусством, т.е. практически применяют знания и умения в изобразительном искусстве. Между тем в современной школе роль и функции каждой учебной дисциплины предопределяются комплексом знаний, умений и навыков будущего выпускника, обладающего высоким потенциалом творческих, интеллектуальных, эстетических, коммуникативных и других возможностей. Модернизация современной общеобразовательной школы ориентирует образование на «реализацию компетентностного подхода», на «формирование базовых универсальных компетентностей», обеспечивающих готовность учащихся использовать усвоенные в школе знания, умения и способы деятельности для самообразования и решения практических жизненных задач. Если каждая учебная дисциплина будет ориентирована на подобное гармоничное развитие личности, то обучаемый будет уверено чувствовать себя в различных жизненных обстоятельствах в процессе коммуникации.
Термин «коммуникация» означает чаще всего общение с помощью пластического изобразительного творчества с целью воздействия на психоэмоциональное состояние субъекта образования. В отечественной литературе используют также термины «изотерапия» или «художественная терапия», которые несколько сужают его смысл.
Арткоммуникация — сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепринятой её классификации.
Кратохвил (Kratochvil S.) разделяет арткоммуникацию на сублимационную, деятельную и проективную. Дельфино-Бейли (Delfino-Beiqhley C.) выделяет 4 основных направления в применении арткоммуникации:
1). Использование для обучения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации субъектом образования (пассивная арткоммуникация).
2). Мотивация учащихся к самостоятельному творчеству. При этом творческий акт рассматривается как основной учебный фактор (активная арткоммуникация).
3). Одновременное использование первого и второго принципов.
4). Акцентирование роли самого преподавателя, его взаимоотношений с субъектами образования в процессе обучения творчеству.
Каждый из элементов данной классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами субъекты образования, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений изобразительного искусства.
В мировой художественной культуре существуют различные взгляды на механизм воздействия арткоммуникации – креативные, сублимативные, проективные представления и др.
Креативные представления — представления, согласно которым адаптационное воздействие арткоммуникации на психику субъекта образования можно понимать в связи с самой сущностью искусства.
Теоретическая основа этих представлений — гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие её поведение. В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на её индивидуальное интегрирование. Задача арткоммуникации не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор делается на творческую активность, на способность создавать и побуждать субъекта образования самостоятельно созидать. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
По мнению Маслоу А.(Maslow A.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. У некоторых людей эта потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов её восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу А. указывает на мгновения переживания красоты и экстаза. Задача преподавателя – помочь студентам ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, помочь освободить подавленное, познавать собственное «Я».
Сторонники выше описанных взглядов ставят во главу угла творчество не просто как действие, процесс, а подчеркивают его эстетическую сторону. Интегративно-креативные возможности искусства используют как способ борьбы с дезинтеграцией и беспорядочностью психики, как средство влияния на характер построения зрительных представлений, как способ регуляции и реконструкции «Я» при потере реальности.
Другими механизмами действия арткоммуникации являются отреагирование и сублимация. Творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивный импульс субъекта заменяется визуальным, художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее студенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться», выражать свои фантазии в творчестве. В творческой деятельности и происходящей в процессе её сублимации происходит выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.
Исследователи детского изобразительного творчества пришли к выводу об эволюционном развитии потенциала изобразительной деятельности детей, где есть свои фазы в эволюционной цепи, а в этих фазах — пики взлетов и упадков.
К 11-12 годам подавляющее большинство детей вступает на путь собственно аналитического развития и видения. Появляется тяга к детали, иногда в ущерб к целому. Ребенок нередко хочет изобразить нечто более близкое прототипу действительности. Потеряв одухотворенность, изобразительное творчество превращается в изобразительную деятельность и, став чисто механическим, копейным фактором, теряет всякий смысл. Многие дети перестают рисовать. Происходит их отчуждение от изобразительного творчества. Этот этап и называется в психологии этапом кризиса детского изобразительного творчества.
К 14-15 годам определяются в основном склонности к тому или иному виду изобразительного творчества, выкристаллизовываются формы мышления, которые приобретают четкий характер видения. На смену интуитивно понятым опытным путем, приобретенным знаниям и навыкам в воссоздании целостного образа произведения, приходит необходимость усвоения теории изобразительных искусств и систематического ознакомления с основами истории художественно-материальной культуры. Усвоение технических свойств изобразительных материалов становится важнейшим фактором творческого акта. Чрезвычайно широкий круг задач, которые в данном возрасте ставит художник, определяет и методы их реализации. Анализ — вот главное содержание побудительного мотива к изобразительному творчеству. Иными словами, если раньше форма находилась в соподчиненных связях с содержанием, поскольку важно было «не как изображать, а что изображать», то теперь форма стремится стать адекватной содержанию, а подчас и опередить его. Это находит выражение в обобщении изобразительного языка: в 14-15 лет четко определяется пристрастность, тенденциозность к определенным явлениям в искусстве. Очевидно, что к 16 годам определяется в основном профессиональное отношение к искусству, творчеству и достаточно четко выявляются тенденции специализации в сфере художественной деятельности.
Субъектам образования предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: графика, живопись, скульптура, мелкая пластика, батик, гобелен, мозаика, витраж, художественная обработка кожи, меха, ткани, дизайн, которые направлены на активизацию общения с преподавателем или своими сверстниками для более ясного выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой. В настоящее время в арткоммуникацию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
В системе высшего образования арткоммуникацию можно проводить с одним студентом, в группе и в коллективе. Преподавателю необходимо заранее предоставить для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, кисти, мелки, глину для лепки, деревяшки, камни, лоскутки, бумагу и т. д. Место занятий должно быть хорошо освещённым и таким, чтобы студенты могли свободно передвигаться. При проведении занятий на первом этапе студентам необходимо преодолеть сопротивление, связанное с распространенным «комплексом неумения», смущением перед аудиторией. Это связано с выработкой установки на дальнейшее обучение, так как от степени личного участия, активности студента, его вовлеченности в работу зависит эффективность обучения.
Информативный этап работы включает ознакомление субъекта образования с основами изобразительной деятельности, беседы о творчестве самых разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок. На этом этапе решаются вопросы социально-коммуникативного характера. Предлагаемые темы охватывают различные области жизни субъекта и являются её ориентирами. Основным требованием к теме является её потенциальная способность вызывать последующее обсуждение.
Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания творческой деятельности рисования, лепки, конструирования, изготовления изделий декоративно-прикладного творчества. Дискуссия начинается с предложения преподавателя вдуматься, вчувствоваться в результат своей творческой работы (поделку, рисунок, изделие), чтобы понять, что говорит этим автор. Вначале предпочтительно это делать в форме вопросов к студентам, так как интерпретации преподавателя воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его «всезнания» и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей преподавателя при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из поведения членов группы.
Полученные знания, умения и навыки арткоммуникации студенты могут с успехом использовать как для решения специфических задач изобразительного искусства, так и применять более широко – в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях.
|