История Беларуси весьма богата, ведь на её территории происходили такие события, как рассвет ВКЛ и его объединение с Королевством Польским. Государственно-политический, культурный подъем и многочисленные разрушительные войны, реформационная волна и наступление контрреформации, развитие ренессансного искусства, литературы, белорусского книгопечатания – эти и другие явления характеризовали социально-политическое и культурно-художественное обличие эпохи. Её гордостью стали: Франциск Скорина и Симон Будный, Василь Тяпинский и Микола Гусовский, Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий – всемирно известные белорусские просветители, философы и литераторы. В годы правления Стефана Батории была создана инструментальная капелла в Гродно. Среди музыкантов того времени, известно имя Кристофа Клебана– высокопрофессионального музыканта-инструменталиста, певца, капельмейстера и композитора, работавшего в гродненской капелле в годы правления Стефана Батории и Жигимонта IV. Согласно тогдашним традициям он писал для капеллы много произведений, но, к сожалению, до нас дошли сведения только о его «спевах пры лютні» и «Песні Славянскай Каліопы»(написана на текст С. Гроховского). В первой половине XVII века в Беларуси при дворе канцлера Альбрехта Радзивила в Несвиже работал органист и композитор Андрей Рогачевский. В 1630-ые годы им были написаны девятиголосный мотет для двух хоров и четырехголосная канцона. По своей стилистике хоровые произведения Рогачевского близки к полифоническим произведениям западноевропейских композиторов эпохи возрождения и раннего барокко. Музыкальная наследие данных композиторов принадлежит нескольким народам и является их общим достоянием. Ее возвращение в контекст культуры Беларуси - процесс необходимый для отечественного художественной жизни. В 1740—1791 годах в Несвиже действовал крепостной театр князей Радзивиллов. С 1746 года театр управлялся княгиней Франциской Урсулой Радзивилл и действовал как любительский. В 1759 году несвижский балет приобретает новый уровень: он становится профессиональным. Произошло это благодаря переводу в Несвиж из Слуцка совершенной балетной труппы, которую Михаил Радзивилл унаследовал после смерти родственника Иеронима Флориана. В это время несвижский балет по количеству танцоров приблизился к западноевропейским ансамблем. Однако после смерти Михаила Казимира Радзивилла балет, как и театр в целом, перестает существовать. Его постановки восстанавливаются только в 1777 году, когда возвращается из эмиграции потомок радзивилловского рода Кароль Радзивилл. В конце 1770-ых годов создается огромный ансамбль из местных и зарубежных танцоров, которым управлял белорусский балетмейстер Антон Лойко. Из зарубежных артистов балета в те времена в труппе работали итальянцы Г. Петынеци и Ф. Кассе. В 1784 году они осуществили постановку балета "Орфей и Эвридика" с музыкой Й. Голланда - первого балета с развернутым жеяннем, созданного в Беларуси. Свою ролью в развитии музыкальной культуры Беларуси сыграла и протестантской церкви. Распространение реформационного вероучения и вероисповедания в Беларуси началось в 16 век и было обусловлено тесными культурными связями с Западной Европой. Однако если в последней реформационное движение имел демократический характер, то в Беларуси он остался во многом элитарным: протестантизм исповедовали в основном магнаты и крупная знать. В музыкально же культурном смысле традиции протестантизма также были здесь очень демократичными и хранили свои родовые признаки: простоту музыкального оформления набаженства и коллективное ыполнение хорала прихожанами. Музыкальное творчество протестанских традиций распространялось с помощью печатных сборников, так называемых канционалов. Они выдавались в протестантских типографиях в Бресте, Несвиже, Вильно и др. городах. Самым первым канционалом является канционал Яна Зарембы, напечатанный в Бресте в 1558 году. В 1563 году в Беларуси появляется и другой сборник – Несвижский канционал, в котором было собранно 110 песен о труде и любви, справедливости и людской добрате.
|