Свойства, которыми должен обладать любой тест.
Не всякий тестовый контроль можно считать эффективным, а только тот, для проведения которого используются качественные тестовые материалы. В свою очередь для подготовки таких материалов необходимо хорошо владеть учебной дисциплиной, а также основными элементами теории тестов, в частности, нужно знать, что представляет собой тест и тестовое задание, каковы их особенности, формы представления, принципы разработки. Таким образом, чтобы тест адекватно выполнял свои задачи, преподаватель должен подготовить качественный материал для его наполнения. Существуют определенные свойства, которыми должен обладать тест:
1. Валидность (адекватность, обоснованность), научная достоверность, репрезентативность (полнота и достаточность для контроля элементов содержания).
2. Надежность, т.е. устойчивость результатов измерения к воздействию случайных факторов (определяется опытным путем при помощи многократного тестирования и сравнения результатов).
3. Объективность, предполагающая исключение влияния проверяющего на оценку результатов и соответствие полученных результатов уровню коммуникативной компетенции учащегося.
4. Дифференциация, т.е. наличие спектра баллов для учащихся с разной успеваемостью (тест не должен содержать задания только для слабых или только сильных).
5. Дискретность, или наличие четкой структуры, когда каждая часть теста соответствует определенному этапу процесса обучения. Количество заданий в разделе должно быть пропорционально той доле, которую занимает соответствующая тема в общем объеме учебного времени.
6. Определенность (общепонятность), подразумевающая, что задания, термины, обозначения будут безусловно и однозначно понятны учащимся, а формулировки – доступны, кратки и логичны.
7. Практичность, простота в использовании. Каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос.
8. Строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются обучающиеся; любое задание заведомо должно быть таким, чтобы его мог выполнить каждый обучающийся, выполняющий в полном объеме свои учебные обязанности. (Нельзя проверять то, чему не учили, применять многоаспектные задачи или задания-головоломки.)
9. Сложность. Задания в целом не должны быть слишком сложными или слишком легкими, иначе эффективность теста теряется. Кроме того, варианты ответов не должны содержать подсказок, благодаря которым можно определить верный, даже не зная материала.
10. Достоверность. Результаты теста должны согласовываться с результатами других способов контроля или повторного тестирования (т.е. необходимо предусмотреть соответствующий процент корреляции с другими видами контроля) [4].
Успешность использования заданий множественного выбора во многом определяется и тем, насколько удачным является подбор дистракторов (отвлекающих вариантов ответа), которые не должны быть контрастными по форме и содержанию. Необходимо отказаться от абсурдных вариантов, так как их нелепость сразу бросается в глаза. Их, как правило, отвергают без размышления, и в результате они превращаются в примитивную подсказку. Сходство контролируемой и противопоставляемых ей единиц (вариантов ответа) – обязательное условие, хотя достаточно трудно сформулировать варианты вопросов, которые являлись бы одновременно и неабсурдными, и неправильными. Сочетание правильных и неправильных альтернатив призвано “спровоцировать” у отвечающего размышления, стимулировать необходимые мыслительные операции и привести, в конечном счете, к узнаванию и выделению правильной альтернативы. Оптимальное число альтернативных вариантов ответа – 4 или 5 [4].
|