Причины и результаты крестовых походов
Крестовые походы — военно-колонизационные движение западноевропейских феодалов, горожан и крестьянства, под видом религиозных войн и с лозунгом освобождения христианских святынь из под власти мусульман, а также обращение язычников или еретиков в католичество. Основная причина и необходимость Крестовых походов была выдвинута папой Урбаном в 1095г. Земли Европы были не в состоянии содержать население, следовательно появилась необходимость захвата богатых земель на Востоке. Однако, «официальной причиной» Крестовых походов была "недопустимость хранения святынь христианства в руках неверных".
Вдохновившись призывами папы Урбана, огромные толпы простого населения устремились в поход. Однако, основой войска были простые люди, не обучение какому-либо военному ремеслу и были вооружены подручным оружием (например, вилами). Также многие ополченцы погибли в пути от эпидемий. До Константинополя добралась лишь малая часть изначально вышедших ополченцев, с которой турки справились без особых проблем.
В результате первого похода католическая церковь значительно усилила свои позиции. Однако не долго. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульман. Одно за одним начали падать княжества и государства крестоносцев. В 1187 г. мусульманами был отвоёван Иерусалим со всей Святой землёй. Следовательно, Гроб Господень остался в руках неверных. В последствии было организовано еще 7 крестовых походов. Однако каждый из них оканчивался полным поражением. Коренное население государств, по которым проходили Крестоносцы, подвергалось христианизации, зачастую насильственной. На месте прежних поселений, на захваченных территориях нередко возникали новые города и укрепления (например, Рига, Ревель, Выборг).
Окончательные результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, образовала новые структуры, такие как духовно-рыцарские ордена. Вместе с тем усилилось противостояние с Запада и Востока. Христианские церкви были еще более разделены. У православного населения возник образ поработителя и врага — котолика. А на Западе укрепился стереотип недоверия и враждебности к восточному христианству
|