новый этап истории нашей страны
С началом нового этапа истории нашей страны, со становлением её суверенитета возникли новые проблемы во всех сферах жизни, в том числе и в политической. Главными задачами, представшими перед властью в тот переломный момент, можно назвать задачи укрепления Беларуси как самостоятельного государства среди бывших стран-союзниц на постсоветском пространстве, утверждения непоколебимого и неоспоримого авторитета Беларуси на международной арене, установления стабильной и легитимной власти, способной возродить страну и поставить её на крепкий фундамент для её дальнейшего развития.
Политическая система Республики Беларусь, благодаря усилиям руководства страны, к началу XXI века оказалась полностью сформирована. Её характеризуют эффективность и сбалансированность.
Республика Беларусь не тяготеет ни к одному из мировых центров силы, основывается на нейтральном статусе и строит свою политику на исходя из принципов многовекторной внешней политики, социальной ориентированности экономики, укрепления законности и правопорядка, поддержания военной стабильности в евразийском регионе, укрепление национальной, региональной и международной безопасности.
На основе комплексного анализа мировых процессов можно сформулировать основные тенденции современного мира на новом историческом этапе: нарастание глобализации; динамичная полярность мироустройства; борьба за обладание и использование природных ресурсов; перераспределение центров силы; смещение акцентов в политике на экономические интересы; новое применение информационной среды; международная миграция.
Геополитическая ситуация на карте мира чрезвычайно подвижна и активна. Так, явление сепаратизма стремится перейти в тенденцию, и один из примечательных примером тому – нашумевший несколько лет назад «косовский прецедент», который повлек появление на мировой политической карте целого ряда непризнанных государств, стремящихся к независимости со ссылкой на свою этническую самобытность.
Потенциально агрессивное расширение НАТО на восток вполне чётко очерчивает определенный спектр возможных угроз для нашего молодого суверенного государства. Укоренившийся механизм формирования однополярного мира требует в ответ мощных противовесов для баланса сил в мировой политической системе. Потому Союзное государство Беларуси и России как реальный субъект международной политики крайне важно в условиях мировой обстановки и имеет шансы стать надёжным гарантом сохранения многополярности мира.
Большинство государств мира вовлечено в миграционные процессы. Миграционные движения являются ответной реакцией на различия в условиях и уровне жизни, неблагоприятные факторы среды обитания, потребности мировой экономики.
В связи с чем, одной из наиболее острых и актуальных проблем мировой политической системы на рубеже тысячелетий стала вынужденная миграция. Стойкие черты этому глобальному явлению придают радикально-националистические заявления лидеров ряда государств мира, террористические акции против мигрантов (в частности, дело Андреса Брейвика), рост крайне правого движения в странах Запада.
Республика Беларусь, входя в Евразийскую миграционную систему, расположена в геополитическом плане на стыке двух миграционных систем: Европейской миграционной системы (центром которой являются страны Европейского Союза) и Евразийской миграционной системы (охватывающей пространство бывшего СССР и имеющей центром притяжения мигрантов Россию). Кроме того, после распада СССР Республика Беларусь приобрела роль «транзитного государства». Потому, безопасность миграционной ситуации в республике влияет на безопасность всего европейского региона.
Таким образом, Республика Беларусь, относительно мировой политической системы, вступила в фазу «переходного возраста» — в основу уже заложены главные принципы, идеи и ценности, но любая внешняя или внутренняя сила может коренным образом изменить государство. Именно сейчас для Республики Беларусь особенно важно сохранить стабильность и спокойствие, поступательное непрерывное развитие без потрясений, встрясок и конфликтов. Важно также не допустить влияния со стороны иных государств.
Потому важной для государства целью, стоящей чуть в стороне от иных, жизненно важных, является «сообщение» во внешнее окружение политической системы Беларуси — в иностранные государства, суть которого будет состоять в заявлении благоприятной обстановки и способствующих условий для развития всех сфер и областей жизни в республике, их направленности не только на внутренние ресурсы, но и на внешнее взаимодействие.
|