Взятка

Взятка

Коррупция известна еще с глубокой древности.  В одном из разделов Библии – Ветхом Завете, было написано: «Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, нищего, имущего правосудие, гоните от ворот».  

В современном законодательстве Республики Беларусь определение коррупции закреплено в Законе Республики Беларусь от 26 июня 1997 года № 244-3 «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией»: «Коррупция – умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя и близких родственников имущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ».  

 Коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономические преобразования. Коррупция, как общественно опасное явление, подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие к власти [2].  

Одной из форм проявления коррупции является взяточничество (или подкуп). Получение взятки – деяние, предусмотренное ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в ч. 1 этой статьи законодатель указывает, что взятка – это материальные ценности либо выгоды имущественного характера. Но столь сжатое  определение вызывает множество вопросов и неясностей, что все-таки является взяткой, а что нет. В практической деятельности правоохранительных органов вызывает затруднение  квалификация взяточничества, причем особую трудность в некоторых случаях вызывает именно установление предмета взятки.  

Предмет взятки может быть выражен в деньгах, ценных бумагах, вещах, в материальных услугах, оказываемых безвозмездно либо на льготных основаниях, в производстве строительных, ремонтных, иных работ [3].  

Вместе с тем предметом взяточничества могут быть вещи, оборот которых ограничен (оружие, наркотики). То обстоятельство, что закон устанавливает особый порядок оборота тех или иных вещей, не лишает их качества имущественного блага. Так в качестве имущественного блага могут выступать прощение долга, занижение стоимости производимых работ, беспроцентные кредиты и др.  

Также  к взятке относится оказание различного вида услуг. Несмотря на то, что некоторые услуги не имеют материального воплощения, их можно оценить в денежном эквиваленте, а значит, они могут быть предметом взятки.  

Нельзя рассматривать в качестве имущественной выгоды (и взятки) продвижение по службе (даже с повышением оклада), отказ от разглашения компрометирующих сведений, положительные характеристики, рекомендации и другие неимущественные блага. Сложным является вопрос о понимании в качестве взятки трудоустройства должностного лица, его родственников, близких, выгодных условий при заключении договоров. Если выгодность условий трудового договора, иных сделок явно завышена, то содеянное будет считаться взяткой. Так если лицо устроено на работу, не соответствующую его квалификации, или его труд оплачивается работодателем выше оплаты труда более квалифицированных работников, то предоставление указанных выгод будет являться взяткой. Однако нельзя рассматривать в качестве взятки трудоустройство, если труд лица оплачивается эквивалентно трудовому вкладу, на тех же условиях, что и труд других работников той же квалификации. При расследовании таких случаев  необходимо устанавливать то действие (бездействие, общее покровительство или попустительство) должностного лица, за которое предоставлена имущественная выгода.  

 Так же не рассматривается в качестве взяток предоставление имущественных выгод в виде услуг за счет учреждений, оказывающих такие услуги бесплатно (так и  в случае, когда учреждение наряду с бесплатными услугами оказывает те же услуги платно), это государственные учреждения здравоохранения или образования [4, c. 4].  

Иногда к имущественным выгодам относят и так называемые «случаи угощения», «безвозмездное угощение в ресторане» [5, c. 86]. В данном случае, если угощения происходят за счет лица, дающего взятку, то их можно считать предметом взятки.  

В настоящее время, нет однозначного ответа на вопрос, является ли взяткой оказание сексуальных услуг. В одном из учебников по уголовному праву сказано: «И социологами, и правоведами признано, что существует проституция, суть которой составляют платные сексуальные услуги. Поэтому если должностному лицу предоставляют мужчину или женщину, чьи услуги оплачены, о чем субъект осведомлен, то принятие такой услуги, без сомнения, должно квалифицироваться как взяточничество» [6, с. 604]. С авторами этого учебника нельзя согласиться, поскольку проституция запрещена законом, и такие «услуги» не подлежат оплате. Понимание таких «услуг» в качестве имущественного блага противоречит основам правопорядка  и нравственности. Фактическая оплата таких услуг не придает им имущественного характера, поэтому очевидно, что такие услуги не могут рассматриваться в качестве взятки.  

 В настоящее время существует проблема минимального размера взятки. Поскольку уголовная ответственность наступает вне зависимости от размера взятки. В уголовном законе не закреплено, какая сумма в денежном эквиваленте  достаточна для квалификации  ее как взятки. Некоторые авторы считают, что сувениры, недорогие подарки, букет цветов не являются взяткой. Но известны случаи, когда лица за получение пачки сигарет привлекались к уголовной ответственности.  Многие авторы обращаются к нормам гражданского законодательства, где допускаются подарки стоимостью до 5 базовых величин.  В то же время ст. 22 Закона от 14 июня 2003 года № 204-3 «О государственной службе Республики Беларусь» запрещает принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Поэтому необходимость разграничения взятки и «обычного подарка», «сувенира» очевидна.  

Подведя итоги всего вышесказанного, необходимо отметить, что недопустимо прибегать к расширительному толкованию предмета взятки. Так же существует необходимость определения законодательством минимального размера взятки. И разрешением  вопроса о том, считать ли оказание сексуальных услуг предметом взятки, станет установление уголовной ответственности за получение выгод неимущественного характера, к которым их можно отнести.

Категория: Интересное | Добавил: lipnishki (12.07.2018)
Просмотров: 169 | Теги: Взятка | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar