Виды тестов, которые можно провести на разных этапах урока.

Виды тестов, которые можно провести на разных этапах урока.

  Тест – это инструмент, который состоит из инструкции по его выполнению, системы тестовых заданий, соответствующих эталонов их выполнения и схемы для обработки и анализа результатов.  

            Все разнообразие тестов, которые используются в образовательной практике, классифицируют по: процедуре создания, средствам предъявления, ведущей ориентации, целям использования и др. Охарактеризуем те виды тестов, которые удобно применять в учебном процессе общеобразовательной школы [5].  

            Применяются тесты учебных достижений. Они состоят из заданий по выявлению того, владеют ли учащиеся требованиями учебных программ. В них представлены задачи и задания различных уровней сложности: от простых до более сложных. Среди заданий могут быть задания:  

1.     с выбором ответа;  

2.     бинарные (да или нет);  

3.     на заполнение пропусков;  

4.     со свободно конструируемым ответом (такие тесты для учащихся оказываются наиболее трудными) и др.  

Время работы с тестом ограничено, но достаточно для выполнения всех или большей части заданий [5].  

            Существуют различные способы предъявления тестов учащимся:  

1.     На печатной основе. На отдельных листках или б брошюре помещены тестовые задания, по каждому из них учащиеся фиксируют свои ответы непосредственно в тех материалах, с которыми они работают.  

2.     С помощью компьютера. Здесь на каждый монитор в произвольной последовательности выдаются тестовые задания, но так, что в отведенное время каждый учащийся может получить их полный комплект.  

3.     Вербально. Учитель диктует вопросы или задания (продлить начатую им фразу, записать формулу, вычислить, изобразить графически и т.п.), а учащиеся фиксируют свои ответы в тетради или на отдельном бланке.  

4.     На классной доске или в проекции на экран. Ответы учащиеся фиксирую на отдельном бланке или в тетради [4].  

            Каждый из перечисленных способов предъявления тестов имеет свои достоинства и недостатки, например, два последних являются наиболее дешевыми, но менее удобными для восприятия учащимися. Вербальный, в частности, не учитывает различия в темпе познавательной деятельности у различных учащихся. Первый способ удобен для школьников, но требует затрат средств на бумагу и на тиражирование материалов. Второй, в случае хорошей контролирующей программы, позволяет использовать интерактивный режим работы, а также дает возможности для предварительной тренировки учащихся, просмотра ошибок и коррекции пробелов в их знаниях и умениях [5].  

            По месту в учебном процессе и целям применения дифференцируются на диагностирующие, входные, выходные, промежуточного контроля, итоговые (по теме).  

            Диагностирующий тест служит для выявления степени готовности учащихся к изучению новой темы. Важно начинать работу над ее изучением, располагая информацией о том, в какой степени учащиеся помнят и знают основные понятия, связи, формулы, характеристики и свойства явлений и процессов, на основе которых строится новая тема. Это могут быть сведения как из предыдущих тем курса данного предмета, так и по материалу смежных предметов. К примеру, перед началом изучения темы “Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении”, важно выяснить, что помнят школьники из математики на построение графиков. Тест можно провести как непосредственно на первом уроке новой темы (вводном уроке), так и на одном из предшествующих занятий. Результаты анализа позволяют учителю адекватным образом спланировать работу по восполнению пробелов в знаниях учащихся. Возможно, будет организованно домашнее повторение соответствующего материала, или будет организовано повторение на первом же уроке новой темы.  

            Входной тест – это тест, который проводится в начале учебного занятия. В него включаются вопросы и задачи по учебному материалу предыдущих уроков и связанному с новой темой. Он выполняет одновременно несколько функций:  

1.     самоконтроля и самооценки качества домашней работы и готовности учащихся к уроку (об уровне готовности к уроку учащиеся и учитель могут судить по количеству правильных ответов и по тому, на какие вопросы преимущественно получены верные ответы: на репродуктивные или эвристические);  

2.     коррекции знаний и умений, которая происходит в процессе сравнения учащимися их ответов с решениями одноклассников и учительскими эталонами, а также последующего обсуждения хода работы и ее результатов;  

3.     актуализации опорных знаний, поскольку в тест включаются вопросы и задания, которые непосредственно связаны с тем, что будет усваиваться на уроке;  

4.     мотивации на последующую деятельность. Эта функция реализуется за счет мотивирующего характера самой деятельности, связанной с самоконтролем и самооценкой, а также за счет возможного включения в тест заданий по новому материалу, что создает ситуацию познавательного рассогласования, а значит – для многих учащихся – интереса к новой теме [6].  

            Выходное тестирование проводится в заключении урока. По содержанию этот тест соответствует целям урока. По каждому из действий, которые планируются для овладения учащимися на уроке, подбирается вопрос или задание Уровни заданий адекватны целям: например, если стоит цель узнавание какой-либо формулы, то в теме мы предлагаем задание выбрать из списка формул требуемое выражение; если стоит цель “учащийся в конце занятия выводит формулу”, то в тесте будет задание, проверяющее умение выводить формулу и т.п.  

       Выходное тестирование решает важные педагогические задачи:  

1.     выявление и коррекция непонимания отдельными учениками сущности понятий и явлений, пробелов и овладении умениями (это достигается сравнением учащимися своих ответов  с ответами соучеников, с эталонами, представляемыми учителем или кем-либо из ребят на обратных сторонах крыльев доски или в проекции на экран);  

2.     самооценка учениками эффективности их собственной деятельности на уроке, что имеет значение в плане мотивации учебно-познавательной деятельности;  

3.     самоопределение в отношении домашней работы: характер пробелов во многом говорит о том, что целесообразно учить, готовить, решать дома.  

            Тестирование в процессе промежуточного контроля проводится на специальном, завершающем уроке. Совокупность заданий теста отвечает содержанию тех учебных действий, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения материала. Здесь решаются педагогические задачи, которые аналогичны задачам выходного тестирования: корректирующая и мотивирующая на познавательную деятельность.  

            Домашнее тестирование. Учащиеся, которые, по их мнению, оказались неуспешны на уроке и в процессе промежуточного контроля, могут дома дополнительно поработать над материалом урока, получить консультации у учителя или одноклассников, потренироваться в решении задач и затем проверить себя с помощью теста, аналогичного тесту выходного (с урока) или промежуточного  контроля. В этом случае, по просьбе учащегося, учитель выдает на дом другой вариант предлагающегося на занятии теста [6].  

            Тестовая проверка знаний учащихся предусматривает решение задач и упражнений, ответы на вопросы различных уровней сложности по всем разделам физики, что составляет базовую подготовку учащихся, предусмотренную действующими стандартами. За критерий сложности задания принято количество логических шагов, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи. Естественно, что сложность задания или вопроса определяется не только количеством операций, но и рядом других факторов, например, формой записи условия, структурой, необходимостью использования искусственных приемов решения задач, которые специально вырабатываются [7].  

            Систематизировать тестовые задания по сложности можно следующим образом.  

            Первый уровень – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала или несложные расчеты при узнавании и воспроизведении.  

            Второй уровень – более сложные задания, на 2 – 4 логических шагах. Их решение требует глубоких знаний по курсу физики и позволяет выявить умения применять знания в стандартных ситуациях. Первый и второй уровни содержат упражнения и вопросы обязательных результатов обучения, характеризующих базовую подготовку учащихся. 
         Третий уровень – задания, решение которых требует творческого использования приобретаемых знаний и позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Это повышенный уровень базовой подготовки учащихся [8].  

Категория: Интересное | Добавил: lipnishki (12.05.2018)
Просмотров: 156 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar