Правильная, грамотная речь востребована в современном развивающемся обществе. Специалист в любой области будет чувствовать себя дискомфортно при отсутствии умения грамотно говорить, писать, создавать тексты. При этом часто бывает, что правильность и грамотность распространяется только на уровне орфографии и пунктуации. Построение предложений, выбор лексики, целесообразность устных высказываний остается зачастую неосвоенным навыком, хотя уже в средней школе происходит знакомство с разделами «Стилистика» и «Культура речи», в которых объединяются все знания о языке, для того чтобы обучить владению им на практике. Навык практического применения языка – грамотного построения текстов в зависимости от целей, задач, ситуации и сферы деятельности – может возникнуть только в результате практического опыта, когда учащийся обучается коммуникации в процессе коммуникации, создавая тексты с осознанной по цели и задачам структурой и отбирая соответствующие лексические средства. Именно с такой целью разработан курс «Стилистика» для студентов педагогических специальностей, макет которого представлен в данной статье.
Коммуникативно-деятельностный подход при изучении курса «Стилистика», понимаемый как освоение знаний через грамотно выстроенное целесообразное общение (в том числе и общение посредством текстов), в полной мере соответствует поставленным задачам компетентностного образования. Современное образование предъявляет особые требования к способности выпускников применять полученные знания на практике. Не передача информации становится ведущей задачей преподавателя в вузе, а обучение, как ею пользоваться, и помощь в «освоении компетенций, позволяющих в течение жизни адекватно реагировать на требования динамично развивающегося мира» [1, с.15] становится главной задачей преподавателя вуза. Типовые программы определяют три основных направления по формированию компетенций: академические компетенции – навыки самостоятельного приобретения, структурирования, систематизации знаний, навыки работы с литературой; социально-личностные (коммуникативные) компетенции – владение средствами и способами передачи информации, знание языковых норм, стилистических средств, правил построения текста, коммуникативных норм и техник; профессиональные компетенции. В свете вышесказанного ведущая роль в процессе формирования будущего специалиста принадлежит, как нам представляется, речеведческим дисциплинам и, в частности, курсу «Стилистика». Эта дисциплина куммулирует в себе знания всех разделов языкознания, культуры речи, предполагает опору на знания о содержании и форме его основных единиц, о нормах использования этих языковых единиц в речи, о типах текстов и правилах их построения. Предмет изучения – инвентарь языка, используемый для функционирования в определенных сферах общественной жизни в виде коммуникативно обусловленных жанров. Рабочий материал курса – тексты различных стилей и жанров – позволяет обеспечить также интеллектуальное, духовное и эстетическое развитие студентов. Курс «Стилистика» предполагает освоение таких понятий, как стилистическая окраска значений слов, функциональные стили и подстили, стилеобразующие факторы, языковые средства, формы существования разновидностей языка, но основная направленность изучаемого материала – коммуникативная. Важно, что предмет изучения в стилистике является также и средством овладения содержанием других дисциплин, а также средством успешного общения и роста в любой профессиональной деятельности и прежде всего в профессии учителя. Поэтому мотивационная ценность изучаемого материала определяется востребованностью знаний и навыков в профессиональном и личном общении. Изучаемый в курсе «Стилистика» материал как никакой другой может быть освоен и «присвоен» только при деятельностном характере обучения. Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход в изучении стилистики коррелирует с задачами формирования компетентности студентов по всем направлениям.
При построении курса «Стилистика» на коммуникативно-деятельностной основе были сформулированы основные принципы организации учебной работы со студентами педагогического факультета.
Субъектно-ориентированный характер учебной деятельности. Понимание значимости коммуникативных умений для достижения различных целей в сфере деловых (и не только) отношений мотивирует студентов на поиск самостоятельных решений учебных задач. Преподаватель обеспечивает максимальную самостоятельность в получении знаний: от работы по образцам и моделям к умению формулировать задачи, составлять планы, конспекты, тезисы, таблицы. Студенты приобретают умения создавать устные и письменные тексты различных жанров, отвечающие нормам языка и коммуникации, соответствующие ситуации, целям и сфере общения, а также анализировать качества структуры текста, его языка, сопоставлять тексты одного жанра и разных жанров. Уже после первой вводной лекции о предмете, задачах и основных единицах стилистики студенты определяют причины возникновения вариантов языка и определяют важность постановки цели, которая мотивирует любую, в том числе и языковую, деятельность. Студенты получают задание самостоятельно разработать таблицу-схему, которая бы отражала дифференциальные признаки стилевых разновидностей языка. Группы по 5-6 человек готовят сообщения по выбранным темам, используя простые, развернутые планы и планы-тезисы, мотивируя свой выбор. При изучении тем, посвященных конкретным стилям и подстилям, основное внимание уделяется выработке умения анализировать учебные тексты и создавать свои собственные. В течение семестра студенты приобретают навык создания личных деловых документов, написания заметки, объявления, подготовки устного публичного выступления, написания эссе, организации и проведения диспута и беседы, а также навыки стилистического анализа текста различных жанров и стилей. Все эти навыки позволят выпускнику в дальнейшем самостоятельно осваивать устные и письменные тексты любой структуры и сложности.
Разноуровневость учебных задач и использование различных видов деятельности. На репродуктивном уровне – воспроизведение таблиц-схем функциональных стилей различных авторов, уточнение основных стилеобразующих признаков. На продуктивном (конструктивном) уровне студентам предлагается решение типовых задач: составление планов ответа, группировка слов по сходным стилистическим признакам, определение минимальной структуры текста, доказательства принадлежности текстов к определенному стилю и жанру. На креативном (творческом) уровне предлагаются задания по созданию текстов различных типов, жанров и стилистической принадлежности, ролевые игры, диспуты. Один и тот же материал можно использовать для решения задач разного уровня. Например, при анализе отзыва и рецензии на дипломную работу студенты формулируют цель текста, определяют тип текста и называют основные структурные части, находят ключевые слова, анализируют язык, делают вывод о полноте, завершенности текста, соответствии жанру и стилю, затем им предлагается выступить в роли рецензента или научного руководителя и создать свои тексты отзыва и рецензии.
Достаточная представленность основных стилей, форм и жанров устной и письменной речи.Заложенный в учебной программе материал предполагает знакомство со всеми стилистическими разновидностями языка и подстилями. Студенты знакомятся с официально-деловым, научным, публицистическим, художественным и разговорным стилем. Учебный курс, рассчитанный на один семестр, не в состоянии вместить все разнообразие подстилей и жанров. Поэтому критерием достаточности при отборе текстов различных жанров (для анализа или для составления) становится практическая, интеллектуальная и эстетическая составляющая. Например, при изучении официально-делового стиля дается понятие обо всех специфических чертах подстилей – канцелярского, юридического и дипломатического, но изучаются и осваиваются на практике основные жанры канцелярского стиля по причине масштаба его распространенности в повседневной жизни каждого человека. При этом обращается внимание как на письменные формы деловых документов, так и на устные варианты: деловой телефонный разговор, телефонограммы. Материалы публицистических текстов – очерки, статьи, заметки – позволяют научить видеть информационную, познавательно-просветительскую и воздействующую составляющую текстов, анализировать языковые средства создания выразительности, видеть и формулировать цели, которые преследует автор. При изучении художественного стиля студенты работают с текстами (или их фрагментами) лирических и прозаических жанров, осваивают средства создания художественной образности, учатся видеть ключевые слова в тексте, фонетические, морфологические и синтаксические особенности текста, обусловленные замыслом автора. При изучении разговорного стиля студенты на практике осваивают жанры писем, поздравлений, беседы, диалога, учатся приемам внимательного слушания, выражения соболезнования, отказа, речевым поддержкам.
Высокое качество текстов. Тексты, предлагаемые студентам для работы, должны быть совершенны с лингвистической, эстетической и коммуникативной точки зрения. Студенты также должны иметь возможность сопоставлять их с текстами несовершенными по различным параметрам. Как правило, студенты невнимательны к аспектам совершенства и несовершенства текста. Даже работая самостоятельно с художественным текстом, они часто не замечают его художественной и эстетической ценности. Материал, который предлагается для работы студентам, должен отвечать всем требованиям стиля и жанра, он должен быть полезен и интересен и обязательно вызывать эмоции. Так, написанная хорошим языком и правильно структурированная научная статья не может быть совершенной, если не содержит новой, самостоятельной мысли. Эффективны для работы задания по сравнению художественных и публицистических текстов (портретные, интерьерные, пейзажные зарисовки и т.д.) писателей XIX – XXI вв., текстов современных песен и песен прошлого столетия.
Практическая направленность формируемых умений и навыков. Учебные задачи в курсе «Стилистика» формируют навыки, востребованные в учебной студенческой и будущей профессиональной деятельности. При изучении раздела «Официально-деловой стиль» студенты учатся анализировать и составлять основные виды деловой документации, прежде всего личной: заявления, доверенность, объяснительная. Курс «Стилистика» изучается студентами, которые уже имели опыт практики в школе, студенты обсуждают содержание психолого-педагогической характеристики учащихся, необходимые структурные части плана урока, учатся создавать резюме для устройства на работу. При изучении раздела «Публицистический стиль» студенты осваивают анализ некоторых публицистических жанров, учатся видеть языковые средства, создающие эмоциональный, оценочный фон публицистических текстов, учатся понимать цели, преследуемые автором. При изучении раздела «Научный стиль» корректируется навык создания научных текстов, анализируется структура и стиль курсовых и дипломных работ, по которым создаются устные научные выступления, анализируются студенческие научные статьи. Выступления могут заслушиваться в студенческих научных кружках, на семинаре научных руководителей при кафедре. Наблюдения в свете новых знаний за своими же текстами, созданными ранее, позволяют сформировать у студентов рефлексивные умения и дают возможность через выявление причин несовершенства перейти к коррекции текста при помощи новых знаний, расширенного видения проблемы. Теоретические положения стилистики при изучении научно-учебного подстиля находят свою реализацию при обсуждении проектов фрагментов урока по предмету, например, по внеклассному чтению.
Практика показала, что выстроенный в соответствии с современными задачами образования курс «Стилистика» позволяет сформировать навыки владения языком и умения составлять тексты любого востребованного жанра в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивает необходимый культурный навык коммуникации. На основе полученных знаний совершенствуются и расширяются компетенции, развиваются способности к самореализации в качестве субъекта творческой деятельности и общения. Таким образом, курс «Стилистика», организованный на коммуникативно-деятельностной основе, дает возможность формировать ключевые образовательные и общеязыковые компетенции, обеспечивающие успешную коммуникацию в стремительно меняющемся мире.
|