Ресурсы

Ресурсами системы образования служат кадры (человеческие ресурсы), нормативная, методологическая база, организационно-управленческое, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение.  

Ресурсный подход ориентирует на стратегию изменений от существующего состояния педагогических кадров к формированию человеческого капитала в образовательной отрасли в целом и образовательном учреждении в частности, на повышение качества профессиональной деятельности, формирование таких профессиональных, личностных качеств, как инициативность и творчество, становление умений по самопроектированию.  

Результатом деятельности ресурсов является изменение мировоззренческой, профессиональной позиции субъектов системы образования, развитие базы учреждений.  

Одна из основных задач высшего учебного заведения – это своевременная подготовка кадровых ресурсов, соответствующих требованиям инновационного развития общества, мотивированных на инновационное развитие, самообразование, инициативу и творчество. Сегодня наличие образования – одно из условий, определяющих способность к постоянному приобретению новых навыков и адаптации к новым требованиям современных реалий. В вузе значительное внимание уделяется развитию личностных ресурсов студентов. Личностные ресурсы, по мнению Т.И.Шамовой, можно разделить на 3 группы: 1 группа – мотивационные, включающие ценности, потребности, интересы и др.; 2 группа – операциональные, включающие универсальные способы деятельности; 3 группа – когнитивные (знания, предметные умения и навыки) [2].  

Актуальность развития у студентов личностных ресурсов побуждается внешними и внутренними мотивами, потребностью самого субъекта. В свою очередь, все это влияет на операциональную подготовку студента, на выбор приемлемых способов, средств, технологий организации учебного процесса, включение будущих учителей в разнообразные виды деятельности как в вузе, так и в ходе педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.  

Знаниевый, эмпирический опыт студенты приобретают в ходе лекций, диспутов, обсуждений, проектной деятельности, выполнения творческих заданий. Содержательная и процессуальная стороны лекции реализуются посредством объяснительно-иллюстративного, проблемного, поискового и других методов. Важным является и самостоятельная деятельность студентов, создание условий для их самоактуализации в учебно-позновательной деятельности.  

Организация самостоятельной творческой деятельности строится на:  

– определении ориентировочной основы для студента;  

– выявление условий возникновения проблемы (определение основной трудности, выявлении противоречий, уточнение задачи);  

– изучении уже имеющихся способов решения подобных проблем (соотнесение освоенных знаний и способов деятельности с поставленной задачей);  

– поиске нового принципа решения проблемы (выдвижение гипотез, их проверка);  

– проверке и уточнении найденного принципа решения вопроса.  

В профессиональном обучении студентов значимым является ориентация на личность и компетентность, позволяющие улучшить психолого-педагогическую подготовку, облегчить адаптационный период молодых специалистов, повысить их конкурентоспособность.  

Медицинские и педагогические работники считают, что в настоящее время большое количество детей – гиперактивны. Поэтому на лекционных и практических занятиях мы обучаем студентов работе с такими детьми, разрабатываем стратегию и тактику психолого-педагогического взаимодействия с детьми и их родителями, предлагаем соответствующие рекомендации [1].  

Гиперактивные дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: излишней активностью, подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания на чём-либо.  Детская гиперактивность – проявление не свойственных для нормального, соответствующего возрасту развития ребёнка, невнимательности, отвлекаемости, импульсивности и чрезвычайной активности.  

Г. Вейс считает наиболее характерными следующие нарушения при детской гиперактивности: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень социального развития таких детей соответствует норме, может даже превышать показатели возрастной нормы. Это наиболее распространённая форма нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, чаще встречающаяся у мальчиков.  

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.  

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадываний. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.  

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источниками постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.  

Мы обучаем студентов тому, что они должны объяснять родителям гиперактивного ребёнка, что улучшение состояния ребёнка зависит в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.  

Родителям гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания можно предложить следующие рекомендации.  

1.              В отношениях с ребёнком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивать успехи, что поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.  

2.              Избегать повторений слов «нет» и «нельзя».  

3.              Говорить сдержанно, спокойно и мягко.  

4.              Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.  

5.              Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.  

6.              Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).  

7.              Поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.  

8.              Избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.  

9.              Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним партнёром. Избегать беспокойных, шумных приятелей.  

10.          Оберегать ребёнка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.  

11.          Давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.  

12.          Постоянно учитывать недостатки поведения ребёнка, удерживать ребенка под разумным контролем с помощью перечисленных мер.  

                    Мы объясняем студентам, что:  

1.          Работу с гиперактивным ребёнком следует строить индивидуально, основное внимание уделять его отвлекаемости и слабой организации деятельности.  

2.          По возможности игнорировать вызывающие поступки гиперактивного ребенка и поощрять его хорошее поведение.  

3.          Во время урока ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребёнка – в центре класса напротив доски.  

4.          Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителям в случаях затруднения.  

5.          Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.  

6.          Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарём.  

7.          Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.  

8.          На определённый отрезок времени давать только одно задание.  

9.          Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.  

10.      Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.  

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу надо поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.  

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Когда у ребёнка появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трёх функций.  

Таким образом, соответствующее развитие личностных ресурсов студентов вуза позволяет им в будущем профессионально, компетентно работать с детьми, их родителями и коллегами-учителями.  

Категория: Интересное | Добавил: lipnishki (11.16.2018)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar