Пространство дискурсных практик

Пространство дискурсных практик

Дискурс, в трактовке Т.А. ван Дейка, — коммуникативное событие, включающее в себя значения, общедоступные для участников коммуникации, знание языка, знание мира ... установки и представления [5].  

Пространство дискурсных практик можно разделить на обеспечивающие репродуктивную деятельность и те, которые инициируют деятельность диалогическую, креативную (творческую). Для того чтобы у собеседника могло вообще появиться иное мнение (а только в этом случае общение может стать диалогом), используемая база данных должна, как минимум: 1) быть одинаково известной и доступной для обоих собеседников; 2) допускать различные интерпретации.  

По мнению К.Н. Седова, дискурсивная компетенция аккумулирует результаты деятельности дискурсивного мышления [3]. Становление дискурсивного мышления происходит на фоне социально-интеллектуального развития личности и, исходя из этого, уровень сформированности дискурсивной компетенции зависит от когнитивно-мыслительных способностей индивида, в частности от способности к интериоризации внешнеречевых форм во внутриречевые [3].  

Специфика естественного взаимодействия обучаемого и обучающего, непосредственно учебный дискурс с учетом личностных, социокультурных и целевых аспектов коммуникативного процесса в рамках учебной ситуации представляют значительный интерес для коммуникативно-ориентированного обучения языку. Коммуникативно-ориентированное обучение языку ставит своей целью формирование коммуникативной компетенции обучающегося, т.е. формирование способности решать языковыми средствами коммуникативные задачи в конкретных формах и ситуациях профессионального общения.  

 Определение педагогического общения, которое можно понимать как учебный дискурс в самом широком смысле, было предложено авторитетным исследователем в области педагогики А.А. Леонтьевым. Учебный процесс как дискурсивная практика в целом представляет собой систему ряда отношений, предполагающих взаимодействие двух сторон.  

Основой учебного дискурса является отношение «преподаватель –студент», в процессе которого преподаватель, владеющими профессиональным знанием, оказывает воздействие на студента посредством текста (устного или письменного), в самом широком смысле представляющего содержание определенной учебной дисциплины – учебную информацию, в результате которого у студента формируется система профессиональных знаний и представлений.  

Следовательно, успешность учебной коммуникации часто напрямую зависит от того, ложится ли учебная информация на «подготовленную почву» или нет. Это определяет специфическую черту учебного дискурса на современном этапе развития общества – это динамичное проникновение информационных и телекоммуникационных технологий в самые разные сферы образовательной деятельности, его информатизация, активное внедрение сети Интернет. Этому процессу способствуют как внешние факторы (повсеместная информатизация общества и необходимость соответствующей подготовки специалистов), так и внутренние (распространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятие государственных и межгосударственных программ информатизации образования).  

В процессе учебной коммуникации обучаемые понимают и порождают целостные речевые произведения – тексты. Учебный текст является своеобразной «точкой пересечения» коммуникантов – преподавателя и студентов. В этом смысле учебный текст можно определить как речевое произведение, связывающее партнеров по учебной коммуникации.  

Таким образом, учебный дискурс является сложным коммуникативным языковым явлением, обладающим рядом специфических, присущих ему характеристик. Именно такое понимание учебного дискурса отражено в определении Е.В. Столяровой: «комплексное, системное, языковое образование, характеризующиеся коммуникативной направленностью на решение специфических задач в условиях учебного общения и функциональностью» [4].  

          Дискурсивное мышление – это развернутое во времени соображение с помощью умозаключений – способов логической связи суждений. Последние состоят из оснований и вывода. Умозаключение осуществляется путем индукции – от менее общих к более общим суждениям или же дедукции – применение уже известного к новым случаям [1].  

Эффективной является методика обучения иностранным языкам через взаимодействие обучаемого и преподавателя на занятиях по иностранным языкам и вне их используя коммуникативно-психологические типажи педагогического дискурса, что предполагает возможность мягкого и незаметного речевого воздействия с использованием способов введения в поле значений обучаемого новых значений, использование влияний положительных и отрицательных эмоций; соблюдением этапов формирования убеждения – внимания, понимания, принятия, закрепления и перевода установки в поведение с автоматизацией знаний, умений и навыков, свободным использованием языковых средств. Например, поставлена проблема и обучаемым предлагается создать шаги по ее решению и использовать языковые средства в зависимости от коммуникативного типажа человека, с кем будет осуществлять монологические или диалогическое взаимодействие. Если взаимодействие осуществляется устно, то важна реакция участника данного общения.  

Как показывает практика преподавания иностранных языков, данная методика позволяет достичь значительных результатов как в целом в процессе обучения иностранным языком, так и в решении воспитательной задачи в частности.  

Возможность удовлетворить свои интересы, используя иноязычные информационные ресурсы Интернет, не только увеличивает культурный и научный кругозор, но и показывает жизненную необходимость овладения языком как средством коммуникации в современном информационном обществе. Включение практики работы в Интернет в учебный процесс при изучении иностранных языков дает возможность приобщиться к культурным ценностям человечества и выработать необходимую современному человеку широту интересов, способствует развитию аналитических навыков за счет необходимости выбора нужной информации и развитию коммуникативных навыков в реальной ситуации общения по сети.  

Таким образом, дискурсивная компетенция представляет собой более широкое понятие, включающее кроме чисто лингвистических умений и навыков способность анализировать ситуацию речевого общения в отношении внешних факторов (например, возраст и социальный статус коммуникантов, их гендерные характеристики, тип ситуации, намерения коммуникантов и т.д.).  

Категория: Интересное | Добавил: lipnishki (12.18.2018)
Просмотров: 166 | Теги: Пространство дискурсных практик | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar