11 октября 2015 года в стране прошли выборы Президента Республики Беларусь. Итоги выборов подведены на заседании Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов 16 октября 2015 года.
Общее число избирателей по стране составило 7 008 682, бюллетени для голосования получили 6 115 690 избирателей. Выборы признаны состоявшимися, поскольку в голосовании приняли участие 6 113 013 избирателей, что составило 87,2 процента от общего числа избирателей.
Президентом Республики Беларусь избран ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич, за кандидатуру которого подано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5 процента, то есть более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
За других кандидатов подано:
за КОРОТКЕВИЧ Татьяну Николаевну – 271 426 голосов избирателей или 4,4 процента,
за ГАЙДУКЕВИЧА Сергея Васильевича – 201 945 голосов избирателей или 3,3 процента,
за УЛАХОВИЧА Николая Дмитриевича – 102 131 голос избирателей или 1,7 процента.
Не поддержали ни одного из кандидатов 386 225 избирателей или 6,3 процента.
Недействительными признано 48 808 бюллетеней или 0,8 процента.
По Гродненской области общее число избирателей составило 779 638. Приняли участие в выборах 689 824 избирателя или 88,5 процента.
За Лукашенко А.Г. отдали свои голоса 85,9 процента избирателей (592 490 человек), за Короткевич Т.Н. – 4,7 процента (32 755 человек), за Гайдукевича С.В. – 2,3 процента (15 691 человек), за Улаховича Н.Д. – 1 процент (7 092 человека).
Против всех подано 34 169 голосов или 5 процентов, недействительными признано 7 627 бюллетеней или 1,1 процента.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Президент вступает в должность после принесения Присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.
Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. состоялась 6 ноября 2015 года во Дворце Независимости.
Как правило, во всех развитых странах предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом существует объективная необходимость обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно учреждается пост главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.
Анализ конституций многих зарубежных стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.
При этом следует отметить, что во многих конституциях термин «глава государства» прямо не упоминается. Обычно под ним понимается монарх либо президент страны. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны. При этом он зачастую является символом государства, единства нации.
Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: «По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб». Именно эта доктрина была реализована в Конституции Французской Республики, принятой на референдуме 1958 года.
Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) в нынешней редакции весьма схожа с Конституцией Франции.
Впервые в мире пост президента был создан в США. При этом на стадии введения президентства в Соединенных Штатах высказывалось много критических замечаний в адрес этого института («зародыш монархии», «матрица диктатуры» и др.), традиционно больше доверия было к парламенту.
К настоящему времени институт американского президентства значительно эволюционировал. Благодаря своей успешности, разумному применению Конституции США он неоднократно в разной мере копировался другими странами. В этом нет ничего зазорного. Одновременно и сами американцы много чего восприняли из европейского опыта.
Суть, значение и пределы классической президентской власти определяются следующими основными факторами:
конституционными основами президентской власти в их современной интерпретации;
внутриполитическими и социально-экономическими условиями, в рамках которых функционирует президент;
международной обстановкой и степенью угрозы, которую она представляет для национальной безопасности страны;
личными качествами и способностями президента, включая меру доверия к нему со стороны общества.
Изложенная выше позиция точно отражает влияние совокупности факторов на реальный статус Главы белорусского государства.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.
Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.
Основополагающие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции, а также в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» и иных законодательных актах.
С учетом заявленной тематики ЕДИ внимание акцентируется именно на гарантийных функциях Главы государства.
Президент Республики Беларусь – гарант Конституции.
В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий он осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Глава государства вправе как по своей инициативе, так и на основании поступающих к нему обращений граждан и юридических лиц инициировать производство о проверке конституционности нормативных правовых актов Конституционным Судом Республики Беларусь. Более детально данная функция регламентирована в положениях Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве».
Президент, помимо проверки конституционности нормативных правовых актов, вправе внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о (об):
даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
принятии решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;
даче официального толкования декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
изложении позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.
При этом Президент – не единственный, на кого возложена задача по обеспечению сохранности Конституции: он разделяет ее со всеми государственными органами. Однако его роль более значительна и связана с тем, что в случае необходимости именно Глава государства должен «напоминать» властям об их прямых обязанностях, а иногда задействовать соответствующие механизмы для неукоснительного соблюдения положений Конституции.
Президент как гарант Конституции:
имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;
непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Иными словами, Глава государства обеспечивает осуществление должного нормотворческого контроля в целях безусловной защиты конституционных положений и соблюдения принципа верховенства права.
Президенту предоставлено право инициировать рассмотрение вопроса в Парламенте Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции, а также выносить соответствующий вопрос на республиканский референдум.
Справочно.
За все время существования суверенной Беларуси было проведено три республиканских референдума.
Первый референдум был проведен 14 мая 1995 г. по инициативе Президента. По результатам голосования была принята действующая государственная символика, а русскому языку был придан статус государственного.
Второй в истории Республики Беларусь референдум был проведен 24 ноября 1996 г. Из 7 вопросов 4 были инициированы Главой государства, 3 – Парламентом Республики Беларусь. По официальным результатам референдума были поддержаны предложения Президента (о переносе Дня Независимости на 3 июля и о внесении изменений и дополнений в Конституцию) и отклонены все предложения Парламента Республики Беларусь.
Третий республиканский референдум состоялся 17 октября 2004 г. по инициативе Главы государства. По его результатам было поддержано предложение Президента о внесении изменений в Конституцию.
Таким образом, Президент играет важную роль в охране и защите Конституции, обеспечении должного исполнения конституционных положений всеми государственными органами и должностными лицами. При этом Глава государства активно пользуется предоставленными ему конституционными полномочиями в целях обеспечения в нашей стране верховенства права.
Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормотворческими полномочиями.
В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.
Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Глава государства определяет государственную политику в правовой сфере, и, как следствие, его нормативные правовые акты, издаваемые в рамках предоставленных ему полномочий, являются фундаментом для становления и развития общественных отношений.
Справочно.
Всего за 2010 – 2014 годы (период президентства, предшествующий нынешним выборам) Главой государства было издано 2757 нормативных правовых актов, из них декретов – 38, указов – 2718, директив – 1.
За восемь месяцев 2015 г. число изданных Президентом нормативных правовых актов составляет 317, из них декретов – 5, указов – 311, директив – 1.
Значительное количество нормативных правовых актов Главы государства объясняется необходимостью постоянно и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, не допускать правовой неопределенности, произвола и беззакония. Также необходимо противостоять отдельным негативным явлениям, зарождающимся как внутри страны, так и проникающим в нашу республику из-за рубежа.
Справочно.
Например, в целях обеспечения усиления контроля за оборотом семян мака и предупреждения распространения наркомании был издан Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака».
В целях предотвращения распространения спайсов и иных наркотиков синтетического происхождения был издан Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».
Данные законодательные акты направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечение безопасности общества и государства.
Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.
Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности.
Так, в Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. было указано: «Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти».
Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).
Справочно.
Например, 24 ноября 2006 г. был издан Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.
В результате действия данного Декрета в нашем государстве была создана обстановка нетерпимости к лицам, бросившим своих детей. На профилактический учет взяты все проблемные семьи. Повысилась слаженность в работе уполномоченных государственных органов. Наметилась тенденция к возврату детей в семьи после проведенных профилактических мероприятий.
Важной составляющей по обеспечению со стороны Главы государства защиты прав и свобод человека и гражданина выступают президентские программы. Данные документы принимаются по важнейшим социально-экономическим проблемам. Глава государства выступает инициатором этих программ, которые реализуются под его руководством.
По своей правовой сути президентские программы направлены на:
обеспечение национальной безопасности страны;
социальную защиту малообеспеченных слоев населения;
развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;
организацию дополнительных рабочих мест и активизацию в государстве инвестиционной деятельности.
Справочно.
Примерами таких документов являются:
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
Государственная программа устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы и иные.
Функции Президента в рамках обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина не сводятся только к нормотворческой деятельности.
Глава государства на основании предоставленных ему полномочий принимает активное участие в жизни народа. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных.
По инициативе Главы государства в стране проводится активная работа по дебюрократизации государственного аппарата, которая направлена на устранение излишних административных барьеров, упрощение взаимодействия власти и населения, повышение качества обслуживания граждан в государственных органах и организациях.
В настоящее время дебюрократизация приобретает всеобщий характер, проникает во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивает деятельность всех взаимодействующих с гражданами структур.
Справочно.
Основополагающие идеи дебюрократизации государственного аппарата отражены в особом политико-правовом документе Главы государства – Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Данный документ консолидировал усилия государственных органов, общественных объединений и граждан по искоренению негативных явлений в такой жизненно важной сфере, как взаимодействие общества и государства.
С учетом достигнутых целей и показателей в сфере дебюрократизации в вышеназванный документ были внесены изменения Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135 «О внесении изменений в Директиву Президента Республики Беларусь».
В целом созданы условия, при которых граждане могут тратить минимум времени и сил при обращении в государственные органы и организации, оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также активно участвовать в выработке важнейших управленческих решений.
Таким образом, Главой государства предпринимаются, без преувеличения, колоссальные меры по защите прав и свобод человека и гражданина во всех основополагающих сферах общественной жизни. Практически задействованы все возможные механизмы: от правового регулирования до непосредственного взаимодействия с населением в процессе решения возникающих проблемных вопросов.
Президент выступает гарантом государственности.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации.
Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.
Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.
Также Главой государства предпринимаются меры для обеспечения безопасности по периметру государственных границ Республики Беларусь.
Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.
Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина.
В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью.
Справочно.
Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влечет установленную законом ответственность.
В частности, согласно ст. 23.33 КоАП распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
Согласно ст. 367 УК клевета в отношении Президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или в публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
В ст. 368 УК предусмотрена ответственность за оскорбление Президента. Публичное оскорбление Главы государства наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
Заключение
Совпадение реальной жизни общества и конституционных норм – это важнейшее условие единства государства, общества и граждан. Подобное совпадение представляется возможным только при условии наличия сильного государственного деятеля, который не остается в стороне от происходящих изменений внутри страны и за ее пределами.
Конституция как Основной Закон Республики Беларусь направлена на поддержание именно такого руководителя посредством наличия эффективного сильного института президентства. Данный институт функционирует и развивается в нашей стране как безусловная составляющая в обеспечении гарантии соблюдения Конституции и закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина.
При этом конституционные положения, регламентирующие правовой статус Президента и предоставленные ему полномочия, позволяют своевременно решать наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия государства и общества. Это обеспечивает защиту и процветание страны и белорусского народа, а также позволяет вести речь о развитии такого правопорядка, при котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации действительно являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Информационно-аналитический Главное управление
Центр при Администрации организационно-кадровой работы
Президента Республики Беларусь Гродненского облисполкома
Главное управление
идеологической работы, культуры
и по делам молодежи Гродненского
облисполкома
|