Общага

Поскольку все студенты, проживающие в общежитии не являются жителями областного центра, а в большинстве своем — селянами или жителями районных центров, им необходима городская социализация. Задача преподавателей, кураторов, воспитателей общежитий оказывать помощь молодым людям в адаптации к городской жизни, освоении новых социальных ролей. Сельчане и жители небольших городов, отправляющие своих подросших деток в столицу («Выучится, обоснуется в городе, человеком станет – не то, что мы), сами не догадываются порой как непросто таким ребятам в городе. Сельская молодежь, многие ребята из райцентров становятся заложниками комплекса провинциалов. Это бывает растерянное, скованное, а порой и паническое состояние, в котором находятся тысячи на вид здоровых людей в разных регионах.  

Чтобы разобраться в необходимости воспитания городской культуры у студенческой молодежи, приехавшей из своих населенных пунктов (чаще из сел, деревень, маленьких городков) необходимо обратиться к особенностям социализации молодого человека в этих местах.  

Особенности сельского образа жизни связаны с небольшим количеством жителей, малой плотностью  населения, стабильностью ее состава, малой степенью разнообразия видов трудовой деятельности, плохо развитым общественным обслуживанием, почти полным отсутствием учреждений культуры и возможностей для проведения досуга, малой возможностью для профессиональной мобильности жителей.  

 Жизнь селян в большей мере «публична», то есть на виду, доступна для соседей. Набор занятий в свободное время часто примитивен. Конечно, сегодня особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города: средства массовой коммуникации демонстрируют образцы городского образа жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стандарты моды. Но сельская молодежь идентифицирует себя со своими родителями. В селе ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. В общении характерна открытость, отсутствует анонимность. Качество образования, полученное в сельских школах из-за известных причин довольно скромное.  

Достаточно большая часть приезжих молодых людей – выходцы из малых городов. Следует подчеркнуть, что в малых старых городах, районных центрах сегодня достаточно эффективен социальный контроль жизни и общения людей. И хотя в бытовом уровне они выше, в жизненном укладе сохраняет еще многое от традиций села, в которой все знают всех и про всех. Для малых городов характерна та же открытость, относительная близость, немногочисленность реальных и возможных контактов, социально-культурная ограниченность круга общения.  

Городской же образ жизни имеет другие характеристики: преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении , и в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях, неразвитость соседских связей, многообразие культурных стереотипов, ценностей, ориентаций и стилей жизни. Современный город – это средоточие материальной (промышленность, транспорт, связь, архитектура, памятники материальной культуры), а также духовной культуры (  театры, концертные залы, библиотеки, музеи, учебные заведения., спортивные комплексы).  У горожан есть возможность большой самореализации и выбор сферы жизнедеятельности. Коренному горожанину присуще чувство «владельца» города. Он его друг, его гордость, его юность, с которой связаны самые приятные воспоминания, его детище, для которого он трудится тоже. У приезжих студентов сохраняется чувство  человека временного, а поэтому ко многим традициям, современному состоянию и переменам города безразличного.   

Городским студентам  свойственна мобильность т.е. постоянная потребность в информации, готовность к изменениям (места учебы, проживания, характера досуга, социальной группы, вкусов). В городе в течение дня человек сталкивается с огромным количеством людей. Силой своей фантазии он невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может культивировать в людях способности к восприятию, созерцанию, наблюдению со стороны, интерес к чужой жизни, как к возможному варианту или антиварианту своей. Городская молодежь более склонна к риску, подготовлена к использованию новых форм и способов деятельности, более осторожна и искусна в общении с незнакомыми, лучше осознает значение времени, подготовлен к неожиданностям. В тоже время менее привязан к традициям, семье. В привычке трудиться сельчанин опережает изначально. Трудовые обязанности городских детей – сходить за хлебом, протереть пыль на телевизоре, помыть посуду. Для человека же, которого ежедневный, с малых лет уход за сельским подворьем делает невольным трудоголиком, наша городская «праца» представляется сплошным развлечением. Для него решать бытовые задачи в городе – как семечки щелкать! Часто о горожанах говорят: «Они не умеют работать, но умеют зарабатывать». Городской житель сразу с рождения защищен  пропиской, связями, лучшим образованием, общим развитием.  

Особенно следует обратить внимание на то, что город представляет возможности не только для просоциальной социализации человека, но и для антисоциальной. Это связано с тем, что средние и особенно крупные города – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов девиантного поведения.  

В них велико количество неблагоприятных семей с криминагенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических веществ (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализованной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферы своего влияния молодежь). Эти обстоятельства могут быть и соблазном и угрозой и возможностью девиантного самоутверждения, и сигналом для выработки собственного отношения к ним, приемов предохранения и защиты от исходящей от них опасности.   

Студенты из села воспринимают город как антитезу привычному или более близкому им по духу сельскому образу жизни, им свойственно чувство «гостя», ощущение нестабильности своего бытия.  

Такие ребята нуждаются не только в адаптации, включающей иную структуру и содержание образования в вузе, чем в школе, но и адаптацию к городской жизни. На практике часто данная адаптация имеет лишь внешний вид. Приехавшая молодежь стремится не отстать во внешнем виде, в привязанностях, в проведении свободного времени, в принятии молодежной городской субкультуры от  городской молодежи. Но далеко не все используют культурный потенциал города. Возможность получить более качественное образование, возможность самореализации своих талантов. Порой в их поведении свойственен маргинализм: разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного представления, мира. В нашем случае  отрицаю свои крестьянские корни, но не приобретаю городские, потому, что не знаю истинные городские культурные традиции или следую лишь молодежной субкультуре города. Маргинализм может быть источником невроза, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но он бывает и источником нового восприятия  и осмысления общества, в данном случае городского. Различная культурная ориентация  предполагает соблюдения человеческого достоинства людей разных убеждений, уровня развития.  

Воспитательную работу в этом направлении мы должны строить не только в передаче молодым свои знания и умения, а в подготовке их к самостоятельным действиям и принятию решения в условиях, которых ранее у них не было. Эта самостоятельность будет давать свои положительные плоды лишь при условии формирования у студентов и городской культуры.  

Деятельность педагога-воспитателя должна быть направлена:  

-на организацию взаимодействия студентов общежития с городом, которое формирует его представление об окружающем мире;  

-развитие у них эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры города;  

-социальную адаптацию студентов, содействие в освоении и преобразовании социума, формирование образа своего родного города.  

Целесообразно проведение воспитательной работы в следующих направлениях:  

-подробный анализ природного, исторического, социокультурного потенциала места, в котором расположено общежитие, университет, факультет;  

-использование в воспитательном процессе имеющихся природных, культурных и исторических факторов;  

-воспитание чувства принадлежности к культуре города;  

-формирование представлений о многообразии и специфике экономики, транспорте, образовании, спорте и культуре города;  

-привлечение учащихся к деятельности по улучшению, преобразованию города, в котором ты учишься и живешь;  

-приобщение студентов к закреплению и развитию традиций в своем городе;  

воспитание уважения к чистоте и порядку города;  

-правовое просвещение учащихся и освоение действенных средств личной защиты.  

Эффективными являются такие активные формы как экскурсии по городу, посещение музеев и выставок, участие в праздниках города, в акциях, и субботниках, посвященных наведению чистоты, проектам, предназначенным увековечить память исторических событий, студенческих строительных отрядах, волонтерском движении. Уместны и использование игровых технологий: конкурсов, викторин, брейн-рингов, эстафет, олимпиад.  

Категория: Интересное | Добавил: lipnishki (11.16.2018)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar