Современная структура образования, его содержание, принципы реформирования образовательной школы требуют разнообразных подходов к процессу обучения. С помощью традиционных методов обучения, в частности, словесного изложения готовых знаний, на уроках информатики не всегда можно добиться желаемых результатов [1]. В настоящее время повышается роль методов активного обучения. Это связано с тем, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средство [2].
Основная часть. Уроки информатики, на которых используются методы активного обучения, отличаются от обычного урока информатики. Это проявляется и в деятельности учащихся, и в деятельности учителя. Учитель является участником учебной деятельности, который организует и направляет групповые процессы в классе, наблюдает за проявлениями учеников своих индивидуальных особенностей. В свою очередь ученик – это активное лицо, которое учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми, что немаловажно в повседневной жизни.
Основу уроков-дискуссий информатики составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. Например, в ходе проведение групповой дискуссии в рамках изучения темы “Кодирование информации” (8 класс) спорные вопросы: почтовый индекс является ли закодированным адресом; всегда ли календарь погоды кодируется с помощью картинок; и д.р.– решают в процессе групповой работы.
Вопрос о том, как организовать самостоятельную работу малых групп становится одним из главных.
Учитель физически не может работать во всех группах одновременно, а от того, как будет организована деятельность учащихся, во многом будет зависеть успешность урока.
Учителю информатики при подготовке к уроку, на котором будет использоваться групповая дискуссия, необходимо, прежде всего, определить цель проведения групповой дискуссии на данном уроке. Например, работа в малых группах может быть организована при обсуждении некоторого вопроса или проблемы, проведении экспериментов с целью применения знаний при решении учебной задачи, при необходимости достижения согласия по какому-либо вопросу.
Далее учитель должен определить состав малых групп и принципы разбиения учеников на малые группы.
Требуют своего решения следующие аспекты: определение объема времени для начальной установки школьников на групповую деятельность; планирование расстановки мебели в аудитории; подготовка инструкций для групповой работы (письменной или устной); разработка заданий для групп; определение способов контроля обратной связи от учащихся в процессе групповой дискуссии и после ее завершения.
Указанные виды деятельности учителя могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей учеников (возраста, успеваемости и т.д.) и сложности заданий. Учащиеся, объединенные в одну малую группу при групповой дискуссии должны находиться в единой зоне общения, а учителю должен быть предоставлен доступ беспрепятственного подхода к каждой малой группе. Инструкция для учащихся должна содержать алгоритм работы временного коллектива и перечень ожидаемых результатов [3].
Приведем пример схемы проведения групповой дискуссии по теме “Вставка объектов в текстовый документ” (9 класс). Каждой группе предлагается выполнить задания в форме утверждений для последующей дискуссии, провести анализ утверждений, найти аргументы в их подтверждение или опровержение этих утверждений и выполнить презентацию совместной работы каждой малой группы.
Утверждения, выносимые на обсуждение:
1. Все объекты вставляются в позицию курсора.
2. Не для всех объектов в документе можно применить форматирование.
3. Текстовый редактор Word позволяет вставлять в текст документа символы из кодовой таблицы.
Далее каждая группа выполняет практическое задание. Примеры заданий: создать объявление о школе, титульную страницу учебника по информатике, грамоту победителю олимпиады по информатике.
При подведении итогов групповой работы необходимо оценивать не только знания учащихся, но и эффективность работы каждого школьника в группе [3].
Для формирования адекватной самооценки учеников уместно использовать оценочную шкалу: ученик в рабочей тетради оценивает в баллах правильность суждений, степень участия в работе групп, аккуратность. При проверке работы ученика (практическое задание) учитель осуществляет аналогичную деятельность: если он согласен с мнением ученика, то обводит ручкой его отметку, если не согласен – ставит свою, комментирую её в устной или письменной форме. Таким образом, учитель осуществляет процесс согласования оценок.
Методика проведения групповой дискуссии апробирована на базе Новоселковской СШ Гродненского района.
Заключение. Групповая дискуссия создает условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков у школьников на уроках информатики для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить собственные подходы к решению проблемы.
В результате использования активных методов в школьном учебном процессе повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическим их применением; развиваются творческие способности учащихся, устная речь, умение формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление.
|