Конституционные основы банковского права образуют те нор¬мы Конституции Республики Беларусь, которые в той или иной степени соотносятся с банковской деятельностью либо устанавливают ограничения этой деятельности. Так в соответствии со ст.132 Конституции Республики Беларусь банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Эта норма также закреплена в ст.5 Банковского кодекса Республики Беларусь. Конституционные нормы создают основу для единообразного банковского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 132 Конституции Республики Беларусь государство проводит единую денежно- кредитную и валютную политику. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь, иных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов. Важным моментом в деятельности Национального банка Республики Беларусь является его конституционное исключительное право эмиссии (выпуска) денег (ст. 136 Конституции Республики Беларусь). Аналогичная норма содержится и в ст.7 Банковского кодекса Республики Беларусь.
С позиций регулятивного воздействия в конституционных основах банковского права следует точно так же, как это предлагается в литературе по теории права, выделять конституционные принципызаконоположения, содержащие в себе только некоторую общую идею, принцип.
Кроме конституционных принципов-законоположений, при¬нято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфе¬ре банковского права к числу названных принципов следует от¬нести те нормы, которые регламентируют порядок назначения руководства Национального Банка Республики Беларусь, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент с согласия Совета Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя и членов Правления Национального банка.
Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы ре¬ализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые пра¬вила и принципы. Среди принципов можно рассматривать указан¬ные в ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности, гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, равную защиту всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Важной конституционной нормой, регулирующей банковскую деятельность, является ст.44 Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет положение о том, что государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Конституционные основы также устанавливают тот ми¬нимум гарантий прав и интересов участников банковских право¬отношений, который не может быть ограничен специальными бан¬ковскими нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защи¬ту и т.п.
На первый взгляд может показаться, что указанные права и сво¬боды соотносятся только со статусом гражданина в Республике Беларусь и не могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так. «Конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним приме¬нимы. Такой вывод представляется вполне обоснованным, и до¬казать его можно по принципу от обратного. Если допустить, что на юридических лиц не распространяется действие Конституции Республики Беларусь, то необходимо будет признать, что в правовом поле наше¬го государства существуют некоторые участки или сегменты, ко¬торые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции Республики Беларусь о том, что она действует на всей территории Республики Беларусь и является актом выс¬шей юридической силы. Следовательно, конституционные гарантии прав и законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних». Национальный банк Республики Беларусь одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Защита гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Национального Банка.
Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь наделен широкими полномочиями в сфере общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств, имущественных отношений и связанных с ними неимущественных отношений, возникающих при осуществлении банковской деятельности. Функции банков непосредственно связаны с операциями над денежными средствами субъектов, которые являются их частной собственностью. Поэтому важно установить те приоритетные нормы на которые будет опираться деятельность, связанная с частной собственностью граждан и юридических лиц, т.к. государство ответственно за защиту частной собственности от посягательств на нее.
Практическое значение конституционных основ финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности пра¬вильно применялись правовые нормы и их истолкование не противоречило тому смыслу, который был изначально вложен в них законодателем; действия соответствующих государ¬ственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обес¬печивали бы ее экономическую рациональность и эффектив¬ность. Весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов государства должен идти в строгом соот¬ветствии с финансовым законодательством, которое не может противоречить основному закону государства – Конституции, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к пра¬вонарушителям мер государственного принуждения. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны. Поэтому очень важно установить те базовые принципы, которые бы имели неоспариваемое верховенство, а это возможно только при закреплении их в нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу, т.е. в Конституции.
В реальности часто отходят от некоторых принципов заложенных в Конституции. Например, в Беларуси отходят от принципа единства бюджета, так как появляется большое количество внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по назначению.
Роль Конституции Республики Беларусь для финансовой системы не ограничивается тем, что она содержит в себе нормы соответ¬ствующего отраслевого содержания. Конституция Республики Беларусь представляет собой своеобразное мерило, критерий оценки всей системы норм и институтов финансового права на предмет их соответствия высшим ценностям, получающим конституционное признание. Стоит отме¬тить, что Конституция Республики Беларусь весьма подробно и системно регулирует общественные отношения по поводу создания, распределения и использования денежных средств.
|