Современное информационное общество характеризуется постоянным развитием форм массовой коммуникации, мышления, изменением образа жизни. Поиск, обработка, хранение, преобразование и передача информации становится доминирующим видом деятельности в сфере производства, осуществляемого на основе современных инновационных технологий. Именно поэтому основная задача в сфере образования состоит в подготовке самостоятельной, активной, коммуникабельной личности, способной быстро адаптироваться к постоянной смене информационных потоков и условий деятельности.
е
В этой связи весьма актуальным является использование форм дистанционного обучения с применением Интернет-технологий, которое призвано обеспечить интерактивное взаимодействие преподавателя и студента. Обучаемый самостоятельно изучает курс, взаимодействуя с педагогом. Студент получает рекомендации преподавателя, консультируется с ним, проходит контрольные тесты в удобное ему время.
Основными характеристиками такой формы обучения являются высокая скорость передачи информации, интерактивный характер коммуникации обучающего и обучаемого, высокая адаптивность учебного материала к постоянной смене информации. Данные характеристики реализуются посредством использования образовательных ресурсов и сервисов сети, среди которых электронная почта, Интернет-конференции, электронные библиотеки, интерактивные базы данных.
Электронная почта является средством обмена текстовыми и графическими сообщениями между преподавателями и студентами. Интернет-конференции позволяют объединить заинтересованный круг пользователей, которые разделены в пространстве и времени. При этом каждый абонент, подключённый к конференции, имеет возможность получать все входящие в неё сообщения. Электронные библиотеки способствуют формированию у пользователей необходимых информационно-поисковых навыков и компьютерной грамотности. В интерактивных базах данных систематизируется и хранится большой объём материалов, которые могут быть доступны пользователям в режиме реального времени.
Примером использования форм дистанционного обучения на основе Интернет-технологий в традиционной системе образования может служить сетевая образовательная платформа Moodle Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. При поступлении в вуз студенту выдаётся логин и пароль для входа в личный виртуальный кабинет, а оттуда открывается доступ к источникам информации учебного заведения через Интернет. В его распоряжении находятся учебные планы, лекции, электронные учебники, тесты, рейтинги, справочная информация. Выполненные задания отправляются по электронной почте. При этом преподаватель выступает в качестве координатора, консультанта и корректировщика познавательного процесса.
Таким образом, Moodle позволяет студенту обучаться вне зависимости от места жительства и состояния здоровья; в индивидуальном порядке планировать темп и объём учебной нагрузки; самостоятельно выбирать необходимый курс обучения; регулярно пополнять объём знаний посредством быстрого реагирования сетевой платформы к сменам информационных потоков; использовать новейшие достижения в области Интернет-технологий.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что развитие и распространение форм дистанционного образования способствует созданию мобильной информационно-образовательной среды, способной обеспечивать благоприятные условия для обучения, информационную поддержку в соответствии с учебными планами, самопроверку и тестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т.п. На данном этапе особенно важную роль играют высококвалифицированные педагогические кадры, которые должны обладать высоким уровнем информационной культуры и компьютерной грамотности, оперативно обновлять свои профессиональные знания, осваивать и применять инновационные технологии. Именно эти качества позволят научить молодое поколение жить в информационном мире, находить и использовать необходимые знания.
|