Деятельность гаражных кооперативов

Деятельность гаражных кооперативов

В последние десятилетия система юридических лиц в Республике Беларусь претерпела существенные изменения, которые получили адекватное отражение в законодательстве. Однако практика показала наличие различного рода трудностей, возникающих уже на этапе учреждения юридического лица. Отдельные аспекты создания и деятельности гаражных объединений правом вообще не урегулированы. В то же время при применении действующего законодательства допускаются ошибки, неправильное толкование норм права, смешение правовых понятий и институтов, что осложняет как процедуру создания юридических лиц в данной сфере, так и их функционирование. Поэтому актуальность настоящего исследования непосредственно обусловлена самой значимостью проблемы правового положения гаражных объединений в Республике Беларусь.  

Проблема гаражных объединений пока не получила в современной науке должного исследования. Поэтому целью статьи является комплексный системный анализ юридической личности гаражных объединений, а также правового обеспечения деятельности гаражных объединений и выработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства в целом.  

               Гаражные объединения как юридические лица получили свое развитие в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века: ст. 25 Гражданского кодекса Белорусской ССР среди прочих видов юридических лиц указывала и кооперативные организации. Гаражные объединения граждан могли быть созданы в форме гаражно-строительного или гаражного кооператива, правовое положение которых определялось Примерным уставом кооператива по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам [1]. Указание на гаражно-строительные и гаражные кооперативы, как разновидность потребительских кооперативов по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей своих членов присутствует и в Законе СССР «О кооперации в СССР» [2]. Таким образом, изначально гаражные объединения граждан создавались в форме специализированного потребительского кооператива, с таким определением в свое время они и были зарегистрированы в установленном тогда порядке. Подобная практика сохранилась и сегодня. Однако законодательством не исключалась возможность образования гаражного объединения также и в форме гаражного товарищества, действующего по принципу садоводческого. Такие товарищества, несмотря на присущие им некоторые отличительные признаки, рассматривались как в законодательстве, так и на практике как разновидность потребительских кооперативов. Со вступлением в силу действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь, гаражное объединение не может создаваться в форме гаражного товарищества.  

               Сегодня правовое положение гаражных и иных подобных потребительских кооперативов, в первую очередь, определяется общими нормами статьи 116 ГК Республики Беларусь, часть вторая п. 6 которой указывает, что правовое положение иных потребительских кооперативов (жилищных, жилищно-строительных кооперативов, гаражных кооперативов и др.) определяется Гражданским Кодексом и иным законодательством. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» в силу части второй ст. 2 Закона на гаражные кооперативы, как специализированные, не распространяется. В виду отсутствия специального закона о гаражных и иных специализированных кооперативах применению подлежит Положение о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок» (далее – Положение о гаражных кооперативах) [3].  

Гаражные объединения граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 43 могут создаваться исключительно в форме потребительских кооперативов. Пунктом 2 Указа № 43 гаражным кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, созданным до вступления в силу Указа № 43, предписано до 01.01.2009 г. привести свои учредительные документы в соответствие с действующим законодательством. В свою очередь элементарное требование законодателя вызвало значительные затруднения на практике. Выяснилось, что внести изменения в устав не просто потому, что владельцы гаражей в течение длительного времени не принимают участия в общих собраниях. Более того, многие из них даже не знают о существовании кооператива и обязательности участия в нем, а сам кооператив не имеет точного представления о количестве своих членов. По этой причине в течение многих лет не уплачивались членские и иные взносы, не выполнялись требования ст. 211 ГК Республики Беларусь по несению бремени содержания принадлежащего гаражным кооперативам имущества, избрание органов управления проводилось с грубыми нарушениями законодательства. Практика также показывает, что и сами члены гаражных объединений и их руководители недовольны существующим положением дел. Соответственно возникает вопрос: возможно подобная форма деятельности не совсем подходит для гаражных объединений граждан? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо тщательно проанализировать действующее законодательство в данной сфере.  

               В Положении о гаражных кооперативах [3] приводится определение термина «гаражный кооператив». Это потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, создаваемый на основе членства для строительства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств. По своей сути это некоммерческая организация, основанная на членстве, основная цель деятельности которой заключается в удовлетворении бытовых (в том числе, материальных, имущественных) потребностей своих членов, что вполне соответствует положениям части третьей пункта третьего ст. 46 и пункта 1 ст. 116 ГК Республики Беларусь.  

Поскольку финансирование строительства гаражей может осуществляться как кооперативом, так и непосредственно его членами, а автомобильных стоянок только кооперативом, то в силу пункта 2 ст. 44 ГК учредители (члены) гаражного кооператива имеют обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. В указанной норме закреплено и положение о том, что участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд. Несмотря на то, что законодательство не устанавливает для гаражных, как и многих других потребительских кооперативов (за исключением кредитных кооперативов) правил по формированию уставного фонда, возможность его формирования не исключена. В правовых актах, регулирующих деятельность потребительских кооперативов, используется понятие «паевой фонд», которое по своему функциональному назначению не совсем тождественно уставному фонду.  

В законодательстве не содержится определения термина «уставный фонд». Статья 471 ГК Республики Беларусь определяет лишь правила формирования уставного фонда коммерческой организации, указывая при этом только на то, что такой фонд формируется при создании коммерческой организации в порядке, установленном законодательством в размерах, самостоятельно определяемых коммерческой организацией. На практике и в юридической литературе уставный фонд принято определять как совокупность вкладов (в денежном выражении) учредителей (участников, собственников) в общее имущество при создании юридического лица для обеспечения его деятельности. Основное назначение уставного фонда состоит в обеспечении возможности начать собственно деятельность организации, а также в аккумулировании минимального размера имущества организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.  

Определение паевого фонда содержится в ст. 1 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь», в соответствии с которой паевой фонд представляет собой совокупность паевых взносов членов потребительского общества [2]. Под паевым взносом в Положении о гаражных кооперативах понимаются денежные средства, единовременно или периодически вносимые кооперативу его членом на финансирование строительства гаражей (при финансировании строительства самим кооперативом) или автомобильной стоянки. Таким образом, основное предназначение паевого фонда состоит в финансировании строительства, т.е., в удовлетворении материальных потребностей членов кооператива и выполнении основной цели создания кооператива. Однако помимо паевых взносов члены кооперативов обязаны вносить также:  

1) вступительный взнос – денежную сумму, вносимую лицом при вступлении в члены гаражного кооператива, и направляемую на покрытие расходов, связанных с его деятельностью;  

2) членские взносы – денежные средства, периодически вносимые членом кооператива на цели, связанные с осуществлением деятельности кооператива, в том числе на оплату труда штатных работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора) и другие нужды кооператива;  

3) целевой взнос – денежные средства, вносимые членом кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива или собрания уполномоченных членов кооператива для дополнительного финансирования ремонтно-хозяйственных работ, а также мероприятий, утвержденных общим собранием (собранием уполномоченных);  

4) дополнительный взнос – денежные средства, вносимые членом кооператива на покрытие убытков кооператива.  

Таким образом, совокупность перечисленных взносов может рассматриваться в качестве уставного фонда с одной лишь оговоркой – денежные средства вносятся не только при создании кооператива, но и на протяжении всего периода его деятельности (за исключением вступительного взноса). В силу части 2 п. 62 Положения о гаражных кооперативах порядок приема наличных денежных средств, вносимых учредителями, членами кооператива в уплату взносов, определяется решением общего собрания (собрания уполномоченных). Исходя из этого, на собрании учредителей при формировании кооператива может быть принято решение о формировании уставного фонда организации. В таком случае в уставный фонд могут вноситься не только денежные средства, но и иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости. Однако, поскольку речь  идет о некоммерческой организации, то имущество, вносимое в качестве вклада в уставный фонд кооператива, должно быть пригодно для использования в соответствии с целями создания и деятельности, обозначенными в уставе данного юридического лица. В уставный фонд могут направляться также доходы (прибыль), полученные кооперативом в результате предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.  

На основании изложенного, а также учитывая, что некоторые некоммерческие организации (например, благотворительные и иные фонды, общества взаимного кредитования (кредитные кооперативы)) обязаны законодательством формировать уставные фонды, считаем целесообразным распространить действие статьи 47ГК Республики Беларусь и нанекоммерческие организации.  

В соответствии с п. 19 Положения о гаражных кооперативах кооператив является собственником общего недвижимого имущества (объектов общего пользования), созданного за счет вступительных и иных взносов его членов, а также приобретенного в процессе осуществления своей деятельности. Доходы (прибыль), полученные кооперативом в результате предпринимательской деятельности, не могут распределяться между его членами и должны использоваться для создания объектов общего пользования кооператива, на их эксплуатацию, ремонт и иные цели, предусмотренные уставом кооператива.  

Исходя из этого, можно утверждать, что по аналогии с иными формами потребительской кооперации по решению общего собрания членов кооператива (собрания уполномоченных) гаражный кооператив может образовывать специальные фонды (капитального ремонта, благоустройства и другие), расходуемые на цели, соответствующие предусмотренным в уставе задачам кооператива. Порядок образования и расходования специальных фондов определяется общим собранием членов кооператива (собранием уполномоченных). К специальным фондам, которые могут формироваться гаражными кооперативами для осуществления своей деятельности следует отнести и резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств, а также убытков, возникших вследствие хозяйственной деятельности. На целесообразность формирования такого фонда указывает п. 4 ст. 116 ГК, который закрепляет обязанность членов любого потребительского кооператива в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Однако, ни Гражданский кодекс, ни Закон о потребительской кооперации, ни Указ № 43 не содержат правил формирования резервного фонда. С учетом выше сказанного можно сформулировать следующие правила формирования и использования резервного фонда гаражного кооператива.  

1. Резервный фонд может создаваться за счет прибыли, полученной в результате осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, а также дополнительных взносов членов кооператива.  

2. Размер дополнительных взносов для формирования резервного фонда, а также размер резервного фонда определяются общим собранием членов кооператива.  

3. Резервный фонд может формироваться как в денежной форме, так и из иного имущества.  

4. В случае ликвидации гаражного кооператива резервный фонд на основании п. 68 Положения о гаражных кооперативах может распределяться между членами кооператива в порядке, определенном его уставом, после полного расчета с кредиторами и при отсутствии непогашенных убытков.  

Специфическим для кооперативов, как производственных, так и потребительских, является создание неделимого фонда – части имущества кооператива, которая не подлежит распределению между членами кооператива, в том числе и при ликвидации организации. Обычно неделимый фонд формируется из вступительных и иных взносов и предназначен для погашения расходов, связанных с образованием кооператива и его государственной регистрацией. Средства из неделимого фонда могут быть направлены также на содержание органов управления, приобретение имущества общего пользования, использоваться в виде залога, гарантии и в иных целях, кроме распределения между членами гаражного кооператива.  

В отличие от большинства других некоммерческих организаций потребительский кооператив, в том числе и гаражный кооператив, по решению суда может быть признан несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 61 ГК Республики Беларусь). При этом признание кооператива в судебном порядке банкротом влечет его ликвидацию. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса (при ведении учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в течение трех месяцев со дня окончания финансового года) покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Кроме того, члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (часть вторая п. 4. ст. 116 ГК). Гражданский кодекс Республики Беларусь в отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 116 ГК РФ) не устанавливает в данном случае правило о солидарности ответственности членов кооператива, ибо это означало бы, что кредиторы кооператива вправе потребовать от каждого члена кооператива внесения указанных дополнительные взносов, обратив при этом взыскание на личное имущество членов кооператива, в том числе и на гаражи. Все это еще раз подтверждает необходимость формирования резервного и неделимого фондов.  

               Еще одна особенность данной организационно-правовой формы юридического лица заключается в том, что в гаражном кооперативе имеются два вида собственности.  

1. Собственность на общее недвижимое имущество (объекты общего пользования), созданное за счет вступительных и иных взносов членов гаражного кооператива, а также приобретенное в процессе осуществления своей деятельности. Пунктом 19 Положения о гаражных кооперативах установлено, что собственником общего недвижимого имущества является гаражный кооператив, тем самым исключается возможность нахождения данного имущества в общей собственности членов кооператива и самого гаражного кооператива. Здесь следует обратить внимание на различия в правовом положении гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильной стоянки. В отношении последних пунктом 31 Положения в числе иных прав членов кооператива устанавливается возможность для членов кооператива распоряжаться долей в праве общей собственности на имущество кооператива, осуществляющего эксплуатацию автомобильной стоянки, или местом стоянки в соответствии с законодательством. Данное положение указывает на наличие доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество, которая по аналогии с законодательством о совместном домовладении [4] пропорциональна доле площади принадлежащего члену организации имущества в общей площади парковочных мест всех собственников данного недвижимого имущества в кооперативе. При этом под общим имуществом следует понимать обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: крыши, перегородки, места общего пользования, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования. При этом, по правилу ст. 8 Закона «О совместном домовладении» [4] доля в праве собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на объект недвижимости и переходит исключительно вместе с ним. Однако применительно к гаражным кооперативам данное положение в корне противоречит пониманию того, что гаражный кооператив как некоммерческая организация является единым и единственным собственником закрепленного за ним имущества. Таким образом, в данном случае нет и не может быть речи о наличии общей долевой собственности в отношении общего имущества. Скорее, можно было бы вести речь о возникновении совместной собственности, к которой можно отнести такое имущество кооператива, которым все члены кооператива вправе пользоваться, но не могут распоряжаться единолично, в том числе площадь гаражей, не являющихся частной собственностью членов кооператива; кабельные линии электропередачи; трансформаторные подстанции; площадки для временного хранения отходов; общие ворота и заборы; денежные средства, находящиеся в кассе кооператива и на его расчетном счету; и иное имущество, находящееся на балансе кооператива. Но поскольку пунктом 19 Положения о гаражных кооперативах установлено, что собственником общего недвижимого имущества является гаражный кооператив, исключается и такая возможность.  

2. Частная собственность членов кооператива на построенные на территории гаражного кооператива гаражи. Частная собственность члена кооператива возникает в силу части 3 п. 16 Положения о гаражных кооперативах с даты государственной регистрации этого права в порядке, установленном законодательством о регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Кроме того, согласно п. 4 ст. 219 ГК Республики Беларусь члены гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, приобретают право собственности на гараж после полного внесения паевого взноса за гараж, предоставленный этим лицам кооперативом в пользование. Следует отметить, что порядок оформления наследственных прав на гаражи (при условии, что финансирование строительства гаражей не осуществлялось гаражными кооперативами), построенные до 8 мая 2003 года и не зарегистрированные наследодателем в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, значительно упрощен Постановлением Министерства юстиции и Госкомимущества  от 03.01.2011 г. № 129/80 «О некоторых вопросах подтверждения права собственности на садовые домики, гаражи» [5]. Согласно этому постановлению, выдача свидетельств о праве на наследство в отношении указанных объектов будет возможна на основании справок гаражного кооператива, которые подтвердят принадлежность наследодателю гаража. Однако это не заменяет государственной регистрации недвижимого имущества в соответствующей организации. С момента регистрации права собственности физическое или юридическое лицо вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.  

В юридической литературе существует мнение, что поскольку п. 4 ст. 219 ГК Республики Беларусь (равно как и п. 4 ст. 218 ГК РФ) содержит правило о возникновении права собственности члена кооператива на предоставленный ему в пользование объект недвижимости при полном внесении за него паевого взноса, многие  потребительские  кооперативы, в том числе и гаражные, по сути, имеют временный  характер. То есть, по мере выплаты их членами соответствующих паевых  взносов и оформления права собственности такие кооперативы лишаются своей имущественной базы и подлежат преобразованию в товарищества собственников (кооперативы  по  совместному использованию  собственниками  своего  имущества   и   некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива). Однако можно не согласиться с таким мнением, поскольку имущественная база, создаваемая за счет членских и иных взносов, доходов от хозяйственной деятельности, является исключительной собственностью кооператива и не подлежит распределению между его членами, а значит, даже в том случае, если все члены кооператива оформили свое имущество в собственность, имущество общего пользования остается в собственности организации, поэтому она может существовать в форме кооператива. Более того, п. 64 Положения о гаражных кооперативах, устанавливает, что реорганизация кооператива может осуществляться только в формах выделения, разделения, слияния или присоединения в соответствии с решениями общего собрания либо по решению уполномоченного государственного органа, в том числе суда, в случаях, предусмотренных законодательством, с сохранением организационно-правовой формы потребительского кооператива у реорганизуемого юридического лица и (или) у возникших в результате реорганизации кооператива юридических лиц. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, гаражный потребительский кооператив не может быть преобразован ни в какую иную форму юридического лица, в том числе и в товарищество собственников. Связано это, в первую очередь, с целевым назначением данного кооператива – строительство и эксплуатация гаражей в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств.   

               Отличительным признаком данной формы некоммерческой организации является и состав участников организации. По общему правилу, закрепленному как в ГК, так и в Положении о гаражных кооперативах, членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Следует отметить, что данное положение является новеллой, поскольку в пункте 7 Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, было определено, что предприятия, учреждения и организации не могут быть членами кооператива [1]. Положение о членстве в гаражном кооперативе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей впервые получило свое закрепление в  пункте 3 Правил организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими [6]. Связано это, в первую очередь с увеличением роли юридических лиц в хозяйственных правоотношениях и развитием частной собственности юридических лиц. Однако следует отметить, что членами большинства действующих кооперативов по-прежнему являются физические лица. Думается, что такая тенденция будет сохраняться и в течение последующих нескольких лет, поскольку: 1) для юридического лица форма потребительского кооператива не представляется весьма привлекательной; 2) собственниками значительной части гаражей (гаражных боксов) являются граждане, которые даже при отсутствии автотранспортного средства предпочитают оставаться владельцами данной недвижимости; 3) п. 2 Положения о гаражных кооперативах предусматривает, что кооперативы создаются путем объединения: граждан, состоящих на учете нуждающихся в местах хранения транспортных средств и являющихся собственниками транспортных средств; граждан, которым предоставлены земельные участки для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей; лиц, к которым перешло право собственности от названных граждан на временные индивидуальные гаражи. Лишь при отсутствии таких граждан или их отказе от вступления в кооператив он может создаваться с участием граждан, не состоящих на учете, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.  

Если ранее членами потребительского кооператива могли быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, то действующее законодательство в пункте 21 Положения о гаражных кооперативах уточняет, что членами кооператива могут быть дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, изъявившие желание вступить в кооператив.  

Одной из проблем действующих гаражных кооперативов является то, что многие члены кооператива – физические лица, полностью выплатившие свои паевые взносы или осуществлявшие строительство гаража за счет собственных средств, право собственности в установленном порядке не оформили, фактически являются членами кооператива, однако членские взносы не уплачивают, земельный налог и налог на недвижимость не возмещают, в общих собраниях не участвуют, бремя содержания принадлежащего им гаража не несут. Несмотря на то, что все перечисленные нарушения являются основаниями для исключения  из членов кооператива (п. 26 Положения о гаражных кооперативах), произвести исключение по решению общего собрания не представляется возможным, поскольку ни председатель кооператива, ни соседи по гаражному блоку не имеют сведений о владельце «бесхозяйного» гаража.  

               Существенным в деятельности гаражных кооперативов является также взаимодействие кооператива с государственными органами. Несмотря на то, что с момента зарождения такой организационно-правовой формы юридического лица, как кооператив, она рассматривалась как негосударственная, в создании и деятельности гаражных кооперативов значительное участие принимают местные исполнительные и распорядительные органы.                

Так, в соответствии с п. 3 Положения о гаражных кооперативах для формирования кооператива местный исполнительный и распорядительный орган определяет общее количество его членов, письменно извещает о формировании кооператива граждан, состоящих на учете, в соответствии с очередностью постановки их на учет. Согласно п. 7 Положения – организует собрание учредителей, создающих кооператив. Более того, п. 5 Указа № 43 на местные исполнительные и распорядительные органы, а также на иные государственные органы в пределах их компетенции в соответствии с законодательством возлагается контроль за деятельностью, в том числе финансово-хозяйственной, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок. Однако следует отметить, что требование о согласовании кандидатуры председателя с местным исполнительным и распорядительным органом, введенное Указом Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 г. № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» [7] в отношении организаций застройщиков и товариществ собственников, на гаражные кооперативы не распространяется. Как правило, председателем правления и одновременно председателем гаражного кооператива избирается один из членов кооператива. На сегодняшний день законодательство никаких особых требований к кандидатуре председателя не предъявляет, оставляя этот вопрос на рассмотрение общего собрания членов кооператива. Однако на практике местные исполнительные и распорядительные органы расширяют свои полномочия в данной сфере и на гаражные кооперативы, руководствуясь Указом Президента Республики Беларусь № 538. Представляется, что такое положение дел не в полной мере соответствует устоявшимся принципам кооперации, которые предполагают самоуправление и самостоятельность гаражного кооператива в хозяйственной и иных сферах деятельности. Более того, если в отношении жилищно-строительных кооперативов такая оговорка законодателя может быть объяснена предоставлением значительной целевой государственной поддержки в виде льготного кредитования и субсидирования членам организации застройщиков, то в отношении гаражных кооперативов ссылка на данное положение безосновательна.   

В силу п. 34 Положения о гаражных кооперативах органами управления в кооперативе являются: общее собрание (собрание уполномоченных); правление; председатель правления. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. При наличии в кооперативе более 50 членов высшим органом управления может являться собрание уполномоченных. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов кооператива, т.е. по формуле 50% +1. Основной проблемой гаражного кооператива является невозможность собрать такое количество участников в одном месте, поскольку собрания проводятся, как правило, в месте расположения гаражного массива. Граждане не чувствуют серьезности ситуации, фактически переминаясь с ноги на ногу в огромной толпе среди гаражей, поэтому собрать такое количество членов кооператива, а тем более проследить наличие кворума на протяжении всего собрания просто нереально. В данной ситуации вполне можно воспользоваться п. 40 Положения. В соответствии с данной нормой при отсутствии кворума инициаторы проведения общего собрания вправе не позднее чем через 30 дней назначить новую дату, место и время проведения повторного собрания. Вновь назначенное общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 25 процентов от общего числа членов кооператива. Таким образом, создается ситуация, когда важные решения принимаются всего четвертью членов кооператива. Можно также воспользоваться и пунктом 42 Положения о гаражных кооперативах, позволяющим по аналогии с акционерным обществом принять решение общего собрания посредством проведения заочного голосования путем опроса. При таком голосовании каждому члену кооператива направляется нарочным под роспись о получении или заказным письмом с обратным уведомлением бюллетень для голосования единого образца, установленного правлением. При этом заочное голосование путем опроса считается правомочным, если в нем приняло участие более двух третей членов общего собрания. Однако представляется, что таким образом не могут и не должны решаться вопросы о внесении изменений и (или) дополнений в устав кооператива, если это не связано с приведением его в соответствие с законодательством; приеме и исключении из членов кооператива; установлении размеров вступительных, паевых, членских, целевых и дополнительных взносов; об избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) и досрочном прекращении их полномочий, принятии решений о реорганизации или ликвидации кооператива.  

В силу п. 47 Положения о гаражных кооперативах управление деятельностью кооператива в период между общими собраниями осуществляет правление кооператива, которое является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию. В Положении установлено, что правление избирается из числа членов кооператива в обязательном порядке независимо от количественного состава членов кооператива. По нашему мнению, данный орган нет необходимости формировать в гаражных кооперативах с небольшим количеством членов, поскольку как показывает практика, все функции по непосредственному управлению выполняет председатель, существенные вопросы решаются общим собранием членов кооператива, а правление существует лишь формально.  

Деятельностью правления руководит председатель, избираемый на три года. Председатель правления одновременно выступает и в роли руководителя кооператива, т.е. действует от имени кооператива в пределах своей компетенции без доверенности на основании устава. В отличие от организаций застройщиков, где допускается возможность избрания председателем правления гражданина, не являющегося членом организации застройщиков, в силу п. 50 Положения о гаражных кооперативах председатель избирается только из членов кооператива. Однако же и законодатель в отношении председателей гаражных кооперативов не предъявляет особых требований к кандидатуре председателя, как это делается относительно кандидатов в председатели организаций застройщиков. Представляется, что запрет на заключение трудового договора (контракта) с лицом, не являющимся членом кооператива, существенно снижает возможность квалифицированного управления деятельностью гаражного кооператива. В том случае, если правление немногочисленно (члены кооператива практически не принимают участия в управлении лично), основная нагрузка возлагается на председателя, следовательно, потребность в его компетенции существенно возрастает. На наш взгляд, целесообразно разрешить избрание председателя гаражного кооператива, в том числе и не из числа членов кооператива, если такое лицо обладает специальными знаниями в области экономики или юриспруденции или имеет значительный опыт в данной области. Более того, подобный запрет в законодательстве делает невозможным избрание в качестве председателя гражданина-собственника гаража в данном кооперативе, который не является членом кооператива, но заинтересован в его надлежащей деятельности. В случае нарушения прав таких собственников кооперативом они вынуждены будут либо вступить в него, либо защищать свои права в судебном порядке.  

На председателя возлагается обязанность действовать в интересах кооператива в соответствии с актами законодательства и уставом кооператива, в противном случае на обсуждение общего собрания может быть вынесен вопрос о досрочном прекращении его полномочий.  Такое предложение может быть заявлено местным исполнительным и распорядительным органом, ревизионной комиссией (ревизором), или членами кооператива, обладающими в совокупности не менее чем одной четвертью голосов от общего их количества, или не менее двух третей членов правления. Основанием для подобного заявления местным исполнительным и распорядительным органом может быть обоснованное заявление или жалоба любого члена гаражного кооператива, проверенная надлежащим образом соответствующим должностным лицом исполнительного и распорядительного органа, а также результат проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности кооператива. В последнем случае вопрос о досрочном прекращении полномочий должен выноситься на общее собрание и в отношении членов ревизионной комиссии (ревизора), как неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих возложенные на них обязанности.   

Таким образом, существенную роль в деятельности кооператива должна играть и ревизионная комиссия (ревизор), избираемая для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива, председателя и членов правления. Ревизионная комиссия или ревизор должны избираться исключительно из членов кооператива, не занимающих руководящие должности и не состоящих в близком родстве с председателем или членами правления. Права, обязанности и ответственность членов ревизионной комиссии (ревизора) должны быть четко прописаны в уставе кооператива. Положение о гаражных кооперативах возлагает на ревизионную комиссию исключительно функцию контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, определив в п. 57 Положения, что ревизионная комиссия контролирует соблюдение финансово-хозяйственной дисциплины и финансового законодательства правлением, его председателем, членами кооператива в процессе деятельности кооператива; проводит не реже одного раза в год проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива; дает заключения общему собранию (собранию уполномоченных) по отчетам правления и его председателя; отчитывается перед общим собранием (собранием уполномоченных) о своей деятельности. Однако в уставе гаражного кооператива или положении о ревизионной комиссии, утвержденном общим собранием кооператива, на ревизионную комиссию могут быть возложены и иные функции, например, по надзору за соблюдением этики в отношениях кооператива с его членами, в действиях председателя и членов правления, по рассмотрению жалоб членов кооператива на действия председателя и членов правления и т.п.  

Как юридическое лицо, гаражный кооператив подлежит государственной регистрации в соответствующем регистрирующем органе. В соответствии с п. 8 Положения о гаражных кооперативах государственная регистрация кооперативов осуществляется облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах. Для государственной регистрации гаражного кооператива в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пунктах 13 и 15 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [8].  

В соответствии с п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования для государственной регистрации гаражного кооператива в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации; устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf); оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.  

В Положении о государственной регистрации содержится оговорка в отношении садоводческого товарищества, в соответствии с которой в регистрирующий орган   помимо перечисленных документов представляется копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества и предполагаемом месте такого размещения. В отношении гаражного кооператива такой оговорки нет, несмотря на то, что вновь создаваемый кооператив формируется исполнительными и распорядительными органами при наличии земельного участка для строительства и эксплуатации гаражей (автомобильных стоянок), выделяемого этими же органами.  

В ходе учредительного собрания, созываемого местным исполнительным и распорядительным органом, утверждается и единственный учредительный документ гаражного потребительского кооператива – устав. Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц (п. 2 ст. 48 ГК Республики Беларусь), а также соответствовать нормам п. 2 ст. 116 ГК Республики Беларусь, определяющим требования к уставам потребительских кооперативов, и п. 12 Положения о гаражных кооперативах. С учетом перечисленных требований  в уставе гаражного кооператива должны указываться:  

- наименование кооператива. Наименование в силу п. 3 ст. 116 ГК Республики Беларусь должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или «потребительский кооператив» и фирменное наименование, например, Гаражный потребительский кооператив «Ветеранский»;  

- место нахождения кооператива. Местонахождение кооператива определяется местом его государственной регистрации, как правило, в уставе указывается место расположения гаражного массива, например, г. Гродно, ул. Автомобильная, 7а;  

- предмет и цели деятельности гаражного кооператива определяются в соответствии с нормами Положения о гаражных кооперативах – для строительства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств. Гаражный кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для его уставных целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности кооператива. Это может быть, например, оказание платных услуг членам кооператива и иным лицам по ремонту и обслуживанию транспортных средств, выполнение ремонтных и ремонтно-строительных работ и т.п. При этом следует учитывать, что на осуществление определенных видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия);  

- органы управления кооператива, порядок их избрания и компетенция;  

- условия и порядок приема в члены кооператива и прекращения членства, в том числе порядок исключения из членов кооператива;  

- размер, состав и порядок внесения вступительного, паевого (при финансировании строительства самим кооперативом), членского, целевого и дополнительного взносов; формирования резервного и иных специальных фондов;  

- права и обязанности членов кооператива; в том числе, обязанность членов кооператива обеспечивать сохранность его имущества, соблюдать технические нормы и требования по его содержанию и эксплуатации;  

- меры ответственности членов кооператива за нарушение обязательств по внесению взносов и несвоевременному возмещению кооперативу уплаченных земельного налога (арендной платы) и налога на недвижимость (в доле, приходящейся на члена кооператива);  

- вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;  

- порядок возмещения убытков членами кооператива;  

- порядок рассмотрения споров между кооперативом и его членами, между кооперативом и другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и организациями;  

- порядок реорганизации и ликвидации кооператива;  

права местного исполнительного и распорядительного органа по осуществлению контроля за деятельностью кооператива, внесению предложений о созыве внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий членов правления этой организации, его председателя, ревизионной комиссии (ревизора).  

В уставе кооператива могут содержаться и иные положения, касающиеся его деятельности и не противоречащие законодательству.  

В заключение работы подведем некоторые итоги.  

1. Гаражный кооператив как некоммерческое объединение лиц, основанное на членстве участников и объединении их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких гаражных кооперативах. Участниками гаражных кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества, нормами ст. 276-279 ГК Республики Беларусь).  

2. Гаражное объединение не может быть создано в форме товарищества. Для точности поясним, что организационно-правовая форма и наименование юридического лица – это разные вещи. Можно создать потребительский кооператив со специальным наименованием «Товарищество собственников гаражей», но закон не предусматривает для гаражных объединений такой организационно-правовой формы, как гаражное товарищество.  

3. Гражданский Кодекс Республики Беларусь в части второй п. 6 ст. 116  предусматривает, что особенности правового статуса отдельных видов потребительских кооперативов должны определяться специальными законами о таких кооперативах – жилищных, жилищно-строительных кооперативах, гаражных кооперативах и др. Однако в данный момент специальные нормы содержатся только в Указе Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок». Все вопросы, которые не урегулированы в законодательстве, должны получить должное закрепление в уставе кооператива.  

4. Гаражные кооперативы вправе по решению общего собрания формировать уставный фонд, резервный фонд, неделимый фонд и иные специализированные фонды. Размеры и порядок формирования должны быть определены уставом кооператива.  

5. Законодательство и устав гаражного, как и любого другого потребительского кооператива могут предусматривать осуществление ими некоторых видов предпринимательской деятельности. При этом, полученные от этой деятельности доходы не могут распределяться между членами кооператива и должны направляться на нужды, определенные общим собранием кооператива. Поэтому такая деятельность не меняет основных уставных задач и объема целевой правоспособности гаражного кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.  

6. При рассмотрении организационно-правовой формы гаражного кооператива ключевое значение имеет вопрос о собственности. Следует разграничивать термины «общее имущество» и «имущество общего пользования». Первое означает общую (совместную или долевую) собственность членов организации, а второе понятие – способ использования имущества членами кооператива. К имуществу общего пользования могут относиться: постройки, осветительное и прочее оборудование, коммуникации, ограждения, эстакады, шлагбаумы и т.д. Имущество общего пользования является собственностью самого кооператива. Члены кооператива не имеют доли в имуществе кооператива. Они обладают паем, который возвращается им в случае выхода из кооператива. За членом кооператива закрепляется конкретный гараж (бокс), который до момента полной оплаты пая и регистрации права собственности в установленном порядке члену кооператива не принадлежит.  

Категория: Интересное | Добавил: lipnishki (12.18.2018)
Просмотров: 178 | Теги: Деятельность гаражных кооперативов | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar